Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовые мегапроекты определили дальнейшую энергетическую стратегию России

Газовые мегапроекты определили дальнейшую энергетическую стратегию России

Обсуждение Путиным в Совбезе международных проектов по строительству газопроводов стало сигналом к успешному завершению трех мегапроектов России. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Президент Владимир Путин обсудил с членами Совета безопасности РФ международные газовые проекты. "Затрагивались также вопросы реализации крупных международных проектов в области строительства газопроводов", – сказал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. На этой неделе "Газпром" завершил процесс заполнения газом трубопровода "Сила Сибири", с Чаяндинского месторождения в Якутии он доведен до приграничной станции близ Благовещенска. Поставки в Китай начнутся с 1 декабря.

"Не секрет, что "Сила Сибири" задумывалась в качестве альтернативам поставке Россией газа в Европу, - отмечает эксперт. – Еще несколько лет назад стало понятно, что европейский рынок будет стагнировать, а значит, РФ нуждается в выходе на быстрорастущую площадку Азии, прежде всего – в Китай. "Восточный вектор" российской энергетической политики был неизбежен, ведь в Азиатско-Тихоокеанском регионе активно развивается и нуждается в энергоресурсах не только КНР.

Китай считается флагманом спроса на Востоке, но помимо него довольно быстрыми темпами растут экономики Турции, Индии, Тайланда. Большое количество газа традиционно потребляют Япония и Южная Корея. Документы, определяющие развитие энергетики в России, закрепили курс на Восток, и он реализуется. И хотя к самому проекту "Сила Сибири" существовали вопросы о быстроте рентабельности, в целом направление работы выбрано верно".

В обход Украины

"Турецкий поток" - российский проект газопровода из Анапского района Краснодарского края России по дну Чёрного моря в европейскую часть Турции. Трубопровод протяжённостью около 1,1 тысячи километров будет состоять из двух ниток общей мощностью 31,5 млрд кубометров газа в год. Первая нитка предназначена для поставок газа турецким потребителям, вторая - для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. Запуск первой нитки запланирован на конец этого года, второй – на 2020-й.

Несколько дней назад получил последнее разрешение на прокладку третий мегапроект России – "Северный поток-2". Это строящийся магистральный газопровод из РФ в Германию через Балтийское море длиной свыше 1,2 тысячи километров. Проходит через исключительные экономические зоны и территориальные воды пяти стран — Германии, Дании, России, Финляндии и Швеции. Первый газ пойдет по газопроводу в 2020-м, на проектную мощность выйдет в 2021-м. Наравне с "Турецким потоком" проект стал маршрутом, обходящим Украину.

"Еще до того, как Дания выдала долгожданное последнее разрешение, было понятно, что "Северный поток-2" все же будет построен и запущен. Сколько бы ни заявляли европейские страны о снижении потребления углеводородов и переходе на экологически чистую энергетику, избавиться от потребления газа в обозримом будущем не удастся. А российское трубопроводное сырье – самый дешевый и конкурентный товар. Это понимают большинство европейских политиков, а значит, успех проекта был предопределен.

Ситуация с "Турецким потоком" не столь однозначна. Из-за проблем в экономике Турция сократила потребление газа, а тем более российского, переведя часть закупок на Азербайджан. Однако экономические проблемы рано или поздно закончатся, политические векторы сменятся, а Турция при этом продолжит оставаться перспективным рынком. Так что стремление России обеспечить поставки на этот рынок – стратегически верное", - подчеркивает специалист.

Новые проекты

Россия инициировала строительство двух очередей "Северного потока" и "Турецкий поток" с европейским продолжением, когда стало ясно: Украина становится ненадежным и проблемным партнером в торговле газом с Европой. Киев выдвигал необоснованные претензии по цене транзита, неоднократно нарушал договоренности, а в 2006 и 2009 годах и вовсе развязал "газовые войны", которые доставили немало проблем России и Европе. После Майдана 2014 года стало ясно, что договороспособнее Киев не станет.

Кроме того, основная часть украинской газотранспортной системы строилась Советским Союзом в 1970-х и давно исчерпала свой ресурс. Это громоздкая и устаревшая инфраструктура, дорогая в обслуживании и ненадежная по причине крайнего износа. Обходные газопроводы дают России возможность быстро и без проблем перекачивать газ покупателям напрямую. И де-факто делают Турцию и Германию газовыми хабами в своих регионах, что существенно добавляет им значимости и прибылей.

"Изначально у России было всего два рынка для продажи газа – традиционный европейский и перспективный азиатский. И се, что было можно для их освоения трубопроводами, РФ уже сделала. Единственное исключение – возможное строительство в долгосрочной перспективе трубопровода "Турецкий поток-2", но пока этот проект на повестке дня не стоит. Географически же новые газопроводы больше прокладывать некуда.

Но это не значит, что Россия остановится на достигнутом. Именно для освоения азиатского направления страна реализует масштабную программу производства и поставок сжиженного природного газа. И за несколько последних лет в реализации этой задачи Россия достигла немалых успехов, составляя конкуренцию США, странам Персидского залива и другим игрокам глобального газового рынка", - заключает Александр Перов.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 01.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики