Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовые мегапроекты определили дальнейшую энергетическую стратегию России

Газовые мегапроекты определили дальнейшую энергетическую стратегию России

Обсуждение Путиным в Совбезе международных проектов по строительству газопроводов стало сигналом к успешному завершению трех мегапроектов России. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Президент Владимир Путин обсудил с членами Совета безопасности РФ международные газовые проекты. "Затрагивались также вопросы реализации крупных международных проектов в области строительства газопроводов", – сказал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. На этой неделе "Газпром" завершил процесс заполнения газом трубопровода "Сила Сибири", с Чаяндинского месторождения в Якутии он доведен до приграничной станции близ Благовещенска. Поставки в Китай начнутся с 1 декабря.

"Не секрет, что "Сила Сибири" задумывалась в качестве альтернативам поставке Россией газа в Европу, - отмечает эксперт. – Еще несколько лет назад стало понятно, что европейский рынок будет стагнировать, а значит, РФ нуждается в выходе на быстрорастущую площадку Азии, прежде всего – в Китай. "Восточный вектор" российской энергетической политики был неизбежен, ведь в Азиатско-Тихоокеанском регионе активно развивается и нуждается в энергоресурсах не только КНР.

Китай считается флагманом спроса на Востоке, но помимо него довольно быстрыми темпами растут экономики Турции, Индии, Тайланда. Большое количество газа традиционно потребляют Япония и Южная Корея. Документы, определяющие развитие энергетики в России, закрепили курс на Восток, и он реализуется. И хотя к самому проекту "Сила Сибири" существовали вопросы о быстроте рентабельности, в целом направление работы выбрано верно".

В обход Украины

"Турецкий поток" - российский проект газопровода из Анапского района Краснодарского края России по дну Чёрного моря в европейскую часть Турции. Трубопровод протяжённостью около 1,1 тысячи километров будет состоять из двух ниток общей мощностью 31,5 млрд кубометров газа в год. Первая нитка предназначена для поставок газа турецким потребителям, вторая - для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. Запуск первой нитки запланирован на конец этого года, второй – на 2020-й.

Несколько дней назад получил последнее разрешение на прокладку третий мегапроект России – "Северный поток-2". Это строящийся магистральный газопровод из РФ в Германию через Балтийское море длиной свыше 1,2 тысячи километров. Проходит через исключительные экономические зоны и территориальные воды пяти стран — Германии, Дании, России, Финляндии и Швеции. Первый газ пойдет по газопроводу в 2020-м, на проектную мощность выйдет в 2021-м. Наравне с "Турецким потоком" проект стал маршрутом, обходящим Украину.

"Еще до того, как Дания выдала долгожданное последнее разрешение, было понятно, что "Северный поток-2" все же будет построен и запущен. Сколько бы ни заявляли европейские страны о снижении потребления углеводородов и переходе на экологически чистую энергетику, избавиться от потребления газа в обозримом будущем не удастся. А российское трубопроводное сырье – самый дешевый и конкурентный товар. Это понимают большинство европейских политиков, а значит, успех проекта был предопределен.

Ситуация с "Турецким потоком" не столь однозначна. Из-за проблем в экономике Турция сократила потребление газа, а тем более российского, переведя часть закупок на Азербайджан. Однако экономические проблемы рано или поздно закончатся, политические векторы сменятся, а Турция при этом продолжит оставаться перспективным рынком. Так что стремление России обеспечить поставки на этот рынок – стратегически верное", - подчеркивает специалист.

Новые проекты

Россия инициировала строительство двух очередей "Северного потока" и "Турецкий поток" с европейским продолжением, когда стало ясно: Украина становится ненадежным и проблемным партнером в торговле газом с Европой. Киев выдвигал необоснованные претензии по цене транзита, неоднократно нарушал договоренности, а в 2006 и 2009 годах и вовсе развязал "газовые войны", которые доставили немало проблем России и Европе. После Майдана 2014 года стало ясно, что договороспособнее Киев не станет.

Кроме того, основная часть украинской газотранспортной системы строилась Советским Союзом в 1970-х и давно исчерпала свой ресурс. Это громоздкая и устаревшая инфраструктура, дорогая в обслуживании и ненадежная по причине крайнего износа. Обходные газопроводы дают России возможность быстро и без проблем перекачивать газ покупателям напрямую. И де-факто делают Турцию и Германию газовыми хабами в своих регионах, что существенно добавляет им значимости и прибылей.

"Изначально у России было всего два рынка для продажи газа – традиционный европейский и перспективный азиатский. И се, что было можно для их освоения трубопроводами, РФ уже сделала. Единственное исключение – возможное строительство в долгосрочной перспективе трубопровода "Турецкий поток-2", но пока этот проект на повестке дня не стоит. Географически же новые газопроводы больше прокладывать некуда.

Но это не значит, что Россия остановится на достигнутом. Именно для освоения азиатского направления страна реализует масштабную программу производства и поставок сжиженного природного газа. И за несколько последних лет в реализации этой задачи Россия достигла немалых успехов, составляя конкуренцию США, странам Персидского залива и другим игрокам глобального газового рынка", - заключает Александр Перов.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 01.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики