Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовые иски. Почему Украине надо сбрасывать цену, а не таскаться по судам

Газовые иски. Почему Украине надо сбрасывать цену, а не таскаться по судам

"Нафтогаз" готовит очередной иск против "Газпрома". Зачем Киев активно продвигает "исковые аргументы" в переговорах с российской компанией?

Исполнительный директор "Нафтогаза" Юрий Витренко сообщил о том, что компания готовит новый иск против "Газпрома", передает RT.

"Договоренностей нет. Но я времени не терял, поскольку работал над исковыми требованиями к "Газпрому" в новом арбитражном процессе", – отметил Витренко после очередного раунда переговоров России, Украины и Еврокомиссии по будущему транзиту российского газа через украинскую территорию, который ранее состоялся в Брюсселе.

Комментируя заявление украинской стороны, пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что в Москве считают необходимым исключить судебные претензии из повестки, если страны хотят достичь договоренности по газовому вопросу.

"В том числе, конечно, речь идет о том, что какие-то судебные претензии, безусловно, не должны быть на повестке дня, если мы говорим о достижении договоренности", – отметил Песков.

К чему приведет давление "Нафтогаза"

Директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин считает, что с помощью подачи исков "Нафтогаз" хочет усилить свои переговорные позиции:

"Украинская сторона понимает, что заставить остальных участников переговоров принять ее условия сложно, и она пытается использовать угрозы подачи исков для давления на оппонентов. Такая тактика вызывает много вопросов, ведь сейчас Украина выступает в роли продавца услуги. А любой продавец должен предлагать потенциальным клиентам привлекательные условия. Вместо этого Киев своим будущим покупателям угрожает. Странно ждать прогресса в этом случае", – объяснил Кулагин.

Принуждая "Газпром" подписать долгосрочный контракт, "Нафтогаз" выступает против рыночных факторов, отмечает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:

"После запуска "Северного потока–2" и "Турецкого потока" украинская ГТС утратит свое значение. С точки зрения логистики и рынка, сохранить какую-то часть украинского транзита можно в том случае, если Киев модернизирует свою газотранспортную систему и предложит оптимальный тариф".

Кроме того, Пасечник отметил, что в действительности Киев не очень заинтересован в том, чтобы распространить европейские нормы на транзит российского топливо по своей территории, несмотря на то, что заявляет об обратном.

"Об эффективности украинского подхода к переговорам даже не приходится говорить, поскольку Киев просто не слушает другие стороны. Поэтому переговоры находятся в тупике, хотя "Газпром" предлагает снять все претензии и работать в рамках европейских норм. Но "Нафтогаз" только накапливает претензии. Скорее всего, украинская сторона хочет получить какие-то бонусы", – резюмировал Пасечник.

Исковые "аргументы"

В начале 2019 года "Нафтогаз" подал против "Газпрома" иск в Стокгольмский арбитражный суд с требованием компенсировать снижение стоимости украинской ГТС в результате прокладки Россией газопроводов в обход Украины. Исковые требования достигли 12 миллиардов долларов.

В середине сентября Витренко заявил, что Киев будет требовать у Москвы "компенсацию" в размере 11-14 миллиардов долларов, если в итоге не удастся выработать контракт на подходящих Украине условиях.

18 октября Юрий Витренко, комментируя заявление "Газпрома" о необходимости урегулировать судебные тяжбы, пригрозил к 1 ноября выслать российской компании новые исковые требования на сумму более 11 миллиардов долларов.

"Сейчас в "Нафтогазе" стоит цель – подать как можно больше исков против "Газпрома". Желания садиться за стол переговоров нет, и, на мой взгляд, это только усложнит поставки газа", – рассказывал источник в компании.

Источник: Baltnews.lt, 02.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики