Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Компромисс от Кремля позволит Украине сохранить свою ГТС

Компромисс от Кремля позволит Украине сохранить свою ГТС

Вмешательство Кремля в транзитные переговоры между Россией и Украиной по газу говорит о том, что Москва готова пойти здесь на компромисс – считает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Россия готова пойти на «пакетное соглашение»

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Россия не будет отказываться от транзита газа через Украину даже в случае, если у нее будут альтернативные маршруты. В противном случае, по мнению Дмитрия Сергеевича, украинская ГТС «просто развалится».

Перед нами подтверждение Кремлем давнего тезиса, продвигаемого нашими партнерами из Евросоюза, что транзит газа через Украину должен сохраниться даже в том случае, если будут полностью реализованы газопроводы «Турецкий поток» и «Северный поток-2».

Другой вопрос, что здесь возможны варианты, как снижение транзита российского газа до нескольких приграничных к Украине европейских государств, а это 15-20 млрд кубов, или продолжение «старого» транзита в ЕС, пусть и в усеченном объеме, чем это было раньше.

«На самом деле, эти заявления, которые были сделаны, говорят о том, что Россия вынуждена отчасти уступить Украине по вопросу транзита российского газа в Европу. По крайней мере, такая склонность сегодня прослеживается, и еще важным маркером является тот факт, что мы не видим со стороны Киева тезисов о том, что украинская сторона готова рассматривать все это «пакетом», - заключает Перов.

Что касается «пакета», то здесь имеется в виду так называемое «пакетное соглашение» т.е. решение всех вопросов между Россией и Украиной по газу одновременно в рамках одного договора. Здесь подразумевается, как договор на транзит российского газа, так и договор на его поставки на Украину. Кроме того, это урегулирование в досудебном порядке всех судебных споров, которые существуют между Москвой и Киевом.

Это, главным образом, решение второго Стокгольмского арбитража, благодаря которому у «Газпрома» образовался долг в 2,56 млрд долларов, а также последующие иски «Нафтогаза». Проблема здесь в том, что из-за специфики споров их результат не предсказуем.

«Так что, я думаю, что все эти заявления, которые были сделаны Москвой, показывают, что Россия решила пойти навстречу Украине. Причиной этого является то обстоятельство, что без украинского газового транзита наша страна обойтись пока не может», - резюмирует Перов.

Как замечает эксперт, если мы не договоримся с Украиной и транзит будет поставлен под угрозу, то существует риск потери доли европейского рынка на определенный срок. В такой системе координат договор с Украиной станет логичным и более дешевым вариантом.

Пока непонятно, на каких условиях стороны остановятся

Интересно, что пока непонятно, что представляют собой украинские условия. В Киеве много что говорят и заявляют, но Украина не выдвинула четких пунктов, которые имеют договороспособный характер. Ясно, что это не объемы транзита в 60+20 млрд кубов на 10 лет вперед.

«Сейчас сложно о чем-то говорить определенно, но, судя по словам Пескова, Россия не намерена отказываться от транзита газа через Украину. Ясно, что будет заключено долгосрочное соглашение, а вот об его условиях можно только гадать», - констатирует Перов.

По словам Александра Валентиновича, сложно говорить о лимите в 60 млрд кубов, поскольку непонятно, откуда возьмутся эти объемы. Таких объемов на европейском рынке просто не будет в случае завершения строительства «Северного потока-2» и «Турецкого потока».

«Даже после полного введения в строй «Северного потока-2» не набирается этих 60 млрд кубов. Если мы посмотрим статистику, то России в будущем будет не хватать на рынке Европы только 10-15 млрд кубов транзитных мощностей», - заключает Перов.

Конечно, можно поговорить о перспективах роста потребления газа в Евросоюзе, но это абстрактный момент, на основе которого невозможно подписывать такие магистральные соглашения, которые будут определять структуру энергетического рынка здесь и сейчас.

«Нелимитированное соглашение также невозможно. В противном случае, Россия через несколько лет сократит прокачку газа через Украину до минимума. Таким образом, здесь разговор идет о лимитированных объемах, но непонятно, какими они будут», - резюмирует Перов.

Перов считает, что Украина будет требовать от России гарантий достаточных объемов транзита газа на продолжительное время, причем Москва готова пойти на уступки в случае, если Киев согласится урегулировать газовые споры по действующему транзитному договору.

Другой вопрос, что Украина не хочет на это идти, поскольку это означает потерю тех дивидендов, которые присвоил Киеву своим решением Стокгольмский арбитраж. По этой причине, дискуссия будет носить продолжительный, очень жесткий и жаркий характер.

«Весь вопрос в том, а какие здесь будут объемы, и пойдет ли Украина на уступки по решению арбитража по новому иску, который «Нафтогаз» подал в отношении «Газпрома». На сегодня это центральные точки переговорного процесса», - констатирует Перов.

Так что, Россия здесь просто выбирает наиболее привлекательный с коммерческой точки зрения вариант.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 04.11.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики