Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Коктейль Токарева

Коктейль Токарева

Проекты «Бургас − Александруполис» и «Самсун − Джейхан» могут объединить в один консорциум. С таким предложением выступил глава Транснефти Николай Токарев. Эксперты отмечают, что России выгоднее отказаться от греческого варианта в пользу турецкого. Однако Транснефть в своем решении руководствуется больше не экономикой, а политикой, так как России важно как можно глубже втянуть в свою орбиту Турцию и одновременно сохранить стратегически важную Грецию.

Привлекательное предложение…

Транснефть обсуждает с Турцией, Италией и Грецией возможность объединения проектов «Бургас − Александруполис» и «Самсун − Джейхан» по транспортировке нефти. Об этом президент компании Николай Токарев сообщил в интервью корпоративному журналу Транснефти.

«Мы вообще видим реальную перспективу объединения двух данных проектов и сегодня обсуждаем ее с нашими турецкими, итальянскими и греческими партнерами. Они с интересом отнеслись к идее создать два направления и, соответственно, два юридических лица, объединенных в один консорциум», − цитирует Токарева «Интерфакс».

По словам Токарева, это решение позволило бы отказаться от проработки прочих вариантов маршрута в обход проливов и дало бы возможность поддерживать высокое качество нефти на каждом направлении, формируя самостоятельные сорта. «И, разумеется, весьма привлекательно выглядят предложения турецкой стороны предоставить российским компаниям преференции при транспортировке их нефти через Босфор, в случае если они примут участие в проекте Самсун − Джейхан», − добавил он, вновь подчеркнув, что эти два маршрута не являются конкурентными, передает ИТАР-ТАСС.

…Чтобы разгрузить проливы

Напомним, проекты обоих нефтепроводов направлены на то, чтобы разгрузить черноморские проливы Босфор и Дарданеллы, через которые транспортируется 110 млн тонн нефти и 45 млн тонн нефтепродуктов в год.

Трубопровод Самсун – Джейхан рассчитан на транспортировку 60–70 млн тонн нефти в год. Проект ориентирован на поставку нефти с черноморского бассейна на европейские рынки. Строительство начато в конце апреля текущего года. После завершения строительства пропускная способность 555-километровой магистрали достигнет 1,5 млн баррелей в сутки. Доля России в этом проекте пока остается темой переговоров с турецким холдингом Calik Energy и итальянской Eni.

С продвижением же другого проекта − Бургас − Александруполис (Россия владеет 51% нефтепровода протяженностью 285 км и мощностью 35 млн тонн в год) − возникли трудности, когда новое руководство Болгарии высказало сомнения по поводу строительства этой трубы. В частности, глава болгарского правительства заявил, что нефтепровод «создаст экологические проблемы в регионе и не защищает интересы страны». Болгария не удовлетворена также экономической моделью проекта, так как считает невыгодным простое получение дивидендов от трубы стоимостью порядка 1 млрд евро.

«Странный симбиоз»

Отраслевые эксперты в целом негативно комментируют возможную эффективность от объединения проектов двух нефтепроводов. Ведь несмотря на успокаивающие слова Токарева, совершенно очевидно, что трубопроводы Бургас − Александруполис и Самсун − Джейхан конкурируют друг с другом. В частности, как считает главный аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин, объединить эти проекты очень сложно. «Могу только предположить, что партнеры хотят управлять этими проектами операционно, поскольку пересекаться чисто физически Бургас – Александруполис и Самсун – Джейхан не могут».

При этом, по словам эксперта, для России сейчас более выгодно не объединение проектов, а осуществление «турецкого» варианта, так как в Джейхане будет построен принадлежащий нашей стране нефтеперерабатывающий завод, а само соглашение позволит реализовывать совместные российско-турецкие газовые проекты. Солидарен с коллегой и Валерий Нестеров из «Тройки Диалог». «Острой необходимости в проекте трубопровода через Болгарию и Грецию нет – сейчас ситуация с загруженностью проливов некритична, а нефтяные компании понесут определенные расходы по двойной перевалке нефти», − отмечает аналитик.

Похожей точки зрения придерживается и глава Фонда энергетической безопасности Константин Симонов. «Два проекта нам точно не нужны! − не скрывает эмоций эксперт. − Соответственно, нужно от какого-то из них отказываться. Поэтому Транснефть делает разумные вещи, заявляя, что эти проекты нужно объединить. Я заявление Транснефти рассматриваю как попытку через один этап похоронить Бургас, что, скорее всего, и будет сделано».

Политическое решение

Возникает резонный вопрос: зачем тогда Россия вообще продвигает идею объединения нефтепроводов? По мнению экспертов, это вызвано несколькими причинами, главная из которых − желание России еще глубже втянуть в орбиту своего влияния Турцию и одновременно сохранить стратегически важную Грецию. Во-вторых, по мнению Алексея Кокина из ИФК «Метрополь», оба трубопровода скорее следует рассматривать не столько с точки зрения выгоды, сколько с точки зрения возможного ущерба от закрытия проливов, например, из-за возможной аварии. 

В-третьих, лоббируя объединение проектов, Транснефть хочет снизить собственные риски. «Если прокладывать трубу по одной территории – по Турции, а потом еще и по Болгарии, − естественно территориальные риски, а также политические риски в некоторой степени снимаются, потому что не от одной Турции будет все зависеть, − отмечает Дмитрий Лютягин. − Кроме того, за счет совместного управления проще заниматься логистикой».

Автор: Валерий Вдовенков

Источник: Взгляд, 19.01.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики