Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Понять и простить» за $2 млрд. Что мешает Москве и Киеву договориться по газу?

«Понять и простить» за $2 млрд. Что мешает Москве и Киеву договориться по газу?

Руководитель «Нафтогаза» Андрей Коболев сообщил, что Украина готова «понять и простить» Россию по газовому вопросу — за 2 млрд долларов от «Газпрома»

Украина готова «понять и простить» Россию по газовому вопросу. Об этом глава «Нафтогаза» Андрей Коболев сообщил в своем Facebook. Правда, это «понять и простить» он оценил в 2 млрд долларов от «Газпрома».

Всего же Коболев насчитал претензий к Москве на 22 млрд долларов — это и суммы исков, и штрафы, а ранее украинский министр энергетики Алексей Оржель заявил, что Украина готова отказаться от транзита российского газа.

Заявление Киева стоит воспринимать серьезно лишь потому, что сделал его украинский министр энергетики. Как сказал Алексей Оржель, если стороны не договорятся, то Украина может полностью прекратить транзит российского газа, благо в хранилищах у нее достаточно запасов — около 22 млрд кубометров.

Вот только о том, что Киев будет делать после того, как эти запасы кончатся, министр не сказал ни слова. И дело не только в транзите. Украина по реверсу покупает в Европе все тот же российский газ. А если быть честными, то реверс существует только на бумаге, Киев как получал наше топливо по трубе, так и получает.

В Кремле на заявление отреагировали. Позиция Владимира Путина остается неизменной. Прежде чем заключить новый контракт, нужно решить все наши судебные проблемы. Или, как недавно выразился президент, обнулить претензии, а дальше договариваться. Россия свое предложение уже сделала. Украина возобновляет прямые закупки и получает скидку, напоминает заместитель генерального директора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач:

«В случае прямой закупки газа украинскими предприятиями или компаниями-импортерами цена газа для Украины может быть ниже на 25% по сравнению с той, по которой она сейчас покупает у европейских трейдеров по так называемым реверсным схемам тот же самый российский газ. Для каких-то структур это является реальным бизнесом — купить подороже, но это оказывает негативное воздействие и на экономику страны, и на социальную сферу».

Камень преткновения — это решение Стокгольмского арбитража. По нему Россия обязана заплатить Киеву 2,5 млрд долларов. За то, что «Газпром», по версии суда, не исполнил свои транзитные обязательства. Правда, и Киев тоже не исполнил свои обязательства по закупкам газа. Суд это учел, но после зачтения долгов в проигрыше оказалась Москва.

Для России это вопрос принципиальный. Допустим, контракт будет заключен. Но где гарантии, что Киев не передумает и снова не пойдет в суд, требуя денег? С другой стороны, Украина понимает, что в самой худшей ситуации она лишится транзитных миллиардов долларов. И никакой суд не принудит «Газпром» заплатить то, что требует Киев.

И тогда проиграют все. Украина лишится примерно 3,5% ВВП, а России придется разбираться с европейскими потребителями, напоминает председатель правления альянса «Новая энергия Украины» Валерий Боровик:

«Будут решения судов от европейских компаний, которые не получили газ. Россия ответственна за то, чтобы поставить европейским компаниям газ на границе с Европой. То есть то, как она решает свои вопросы с Украиной, — это ее проблемы. Согласно контрактам, Украина не является третьей стороной в этих контрактах, поэтому Россия будет напрямую перед европейскими потребителями отвечать за непоставленный газ. Поэтому, если логично, то стороны должны договориться».

Еще недавно казалось, что все идет хорошо. Как рассказывал Business FM министр энергетики Александр Новак, в переговорах начал участвовать его коллега Алексей Оржель. И это вроде бы было плюсом, потому что до этого Киев на переговорах представлял министр иностранных дел Павел Климкин, который превращал их в политическое шоу.

Но прошло всего полтора месяца, и теперь уже украинский министр энергетики стал делать политические заявления. Самое же главное, что решение Стокгольмского суда на Украине подавалось как большая победа страны. И отказаться от нее Киев не может. А Москва не может признать этот долг и уж тем более заплатить, потому что считает, что это Украина должна России за поставленный газ.

Кроме того, в «Нафтогазе» заявили, что подали новый иск, уже на 12 млрд долларов. Но если будет заключен новый транзитный контракт, то Киев может смилостивиться и снизить сумму требований до 2 млрд долларов. Вряд ли это заявление тоже стоит воспринимать всерьез. Тем более что время еще есть — транзитный контракт заканчивается 1 января. Возможно, за это время прекратится то, что пресс-секретарь президента Дмитрий Песков метко назвал «вакханалией».

Источник: BFM.RU, 05.11.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики