Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Германия и Россия нашли законный способ обойти ограничения ЕС по "Северному потоку-2"

Германия и Россия нашли законный способ обойти ограничения ЕС по "Северному потоку-2"

Оппоненты «Северного потока-2» пытались добиться изменения газовой директивы в 2019 году с целью воспрепятствовать нормальной работе газопровода, но немецкий бизнес и политические круги Германии нашли законный способ обойти ограничения ЕС, отмечает ведущий эксперт ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Смягчающие поправки Германии к газовой директиве ЕС

Правящая коалиция Германии подготовила законопроект, который предусматривает смягчающие поправки к газовой директиве ЕС. По информации издания Bild, в подготовленном документе отсутствует положение, согласно которому оператором газопровода и поставщиком газа из третьих стран должны быть независимые друг от друга компании. А в случае с газопроводом «Северный поток – 2» одной из материнских компаний оператора Nord Stream 2 AG является «Газпром», что осложняет загрузку трубу на полную мощность.

«Оппоненты «Северного потока-2» пытались добиться изменения газовой директивы в 2019 году с целью воспрепятствовать нормальной работе газопровода. Но сторонники проекта, включая немецкий бизнес и политические круги Германии, выразили поддержку проекту и добились определенных правок в директиве. С подачи Берлина в документе говорится о том, что в случае желания страны, в которую входит газопровод из третьей страны, не являющейся частью ЕС, страна первого входа может инициировать изменения в регулировании законодательства.

Грубо говоря, речь идет о том, чтобы вывести проект из-под третьего энергопакета, тем самым использовав законный способ обойти ограничения ЕС по «Северному потоку-2». Все, что было запланировано, сейчас и реализуется при поддержке правящей коалиции Германии. Но также нужно понимать, что европейское право ЕС очень сложное, и там придется согласовывать решение с Европейской комиссией. Процесс вполне может затянуться с учетом разнообразии политических сил в ЕС» - комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Напомним, что совет стран ЕС одобрил поправки к Газовой директиве ЕС 15 апреля. Согласно новым правилам, нормы для газопроводов, которые идут в ЕС из третьих стран, будут распространяться и на территориальные моря, а не только на наземные трубы. Соответственно компания, добывающая газ, не может одновременно владеть газопроводом, а также искать варианты использования трубопровода на полную мощность после завершения его строительства.

Опыт Opal для проекта «Северный поток-2»

Но в компании Nord Stream 2 AG, которая является оператором «Северного потока-2» с такими правилами не согласны. Оператор трубы даже обратился в Европейский суд с просьбой об отмене дискриминационных мер против проекта газопровода. Компания пытается добиться отмены поправки в газовую директиву ЕС, распространяющую правила газового регулирования Евросоюза на газопроводы, идущие в союз из третьих стран.

В попытке оправдать в Еврокомиссии заявляли, что изменение Газовой директивы не нацелено специально на «Северный поток-2», но эксперты считают иначе. Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев называет заявления ЕК лукавством, потому что элемент дискриминации по отношению к уже запущенным проектам присутствует.

«В конечном счете опыт того же самого Opal показывает, что рано или поздно «Северный поток-2» откроют на полную мощность. Все это может занять некоторое время и силы. Возможно, будут суды или российской стороне придется в качестве компромисса переносить точки сдачи. Например, организовывать виртуальные хабы в Балтийском море или переносить точки сдачи для европейских компаний в Грайфсвальд, чтобы газ приходил туда, а потом уже по газопроводу Eugal шел как собственность купивших его компаний.

Таким образом, российским газом будет торговать не «Газпром», а европейские компании. Варианты решения этого вопроса есть при наличии политической и экономической поддержки со стороны Германии. А судя по содержанию последнего законопроекта, подготовленного правящей коалицией Германии, такая поддержка есть. В любом случае изменения придется впоследствии согласовать с Европейской комиссией, что может занять время», - объясняет Станислав Митрахович.

Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 07.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики