Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Германия и Россия нашли законный способ обойти ограничения ЕС по "Северному потоку-2"

Германия и Россия нашли законный способ обойти ограничения ЕС по "Северному потоку-2"

Оппоненты «Северного потока-2» пытались добиться изменения газовой директивы в 2019 году с целью воспрепятствовать нормальной работе газопровода, но немецкий бизнес и политические круги Германии нашли законный способ обойти ограничения ЕС, отмечает ведущий эксперт ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Смягчающие поправки Германии к газовой директиве ЕС

Правящая коалиция Германии подготовила законопроект, который предусматривает смягчающие поправки к газовой директиве ЕС. По информации издания Bild, в подготовленном документе отсутствует положение, согласно которому оператором газопровода и поставщиком газа из третьих стран должны быть независимые друг от друга компании. А в случае с газопроводом «Северный поток – 2» одной из материнских компаний оператора Nord Stream 2 AG является «Газпром», что осложняет загрузку трубу на полную мощность.

«Оппоненты «Северного потока-2» пытались добиться изменения газовой директивы в 2019 году с целью воспрепятствовать нормальной работе газопровода. Но сторонники проекта, включая немецкий бизнес и политические круги Германии, выразили поддержку проекту и добились определенных правок в директиве. С подачи Берлина в документе говорится о том, что в случае желания страны, в которую входит газопровод из третьей страны, не являющейся частью ЕС, страна первого входа может инициировать изменения в регулировании законодательства.

Грубо говоря, речь идет о том, чтобы вывести проект из-под третьего энергопакета, тем самым использовав законный способ обойти ограничения ЕС по «Северному потоку-2». Все, что было запланировано, сейчас и реализуется при поддержке правящей коалиции Германии. Но также нужно понимать, что европейское право ЕС очень сложное, и там придется согласовывать решение с Европейской комиссией. Процесс вполне может затянуться с учетом разнообразии политических сил в ЕС» - комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Напомним, что совет стран ЕС одобрил поправки к Газовой директиве ЕС 15 апреля. Согласно новым правилам, нормы для газопроводов, которые идут в ЕС из третьих стран, будут распространяться и на территориальные моря, а не только на наземные трубы. Соответственно компания, добывающая газ, не может одновременно владеть газопроводом, а также искать варианты использования трубопровода на полную мощность после завершения его строительства.

Опыт Opal для проекта «Северный поток-2»

Но в компании Nord Stream 2 AG, которая является оператором «Северного потока-2» с такими правилами не согласны. Оператор трубы даже обратился в Европейский суд с просьбой об отмене дискриминационных мер против проекта газопровода. Компания пытается добиться отмены поправки в газовую директиву ЕС, распространяющую правила газового регулирования Евросоюза на газопроводы, идущие в союз из третьих стран.

В попытке оправдать в Еврокомиссии заявляли, что изменение Газовой директивы не нацелено специально на «Северный поток-2», но эксперты считают иначе. Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев называет заявления ЕК лукавством, потому что элемент дискриминации по отношению к уже запущенным проектам присутствует.

«В конечном счете опыт того же самого Opal показывает, что рано или поздно «Северный поток-2» откроют на полную мощность. Все это может занять некоторое время и силы. Возможно, будут суды или российской стороне придется в качестве компромисса переносить точки сдачи. Например, организовывать виртуальные хабы в Балтийском море или переносить точки сдачи для европейских компаний в Грайфсвальд, чтобы газ приходил туда, а потом уже по газопроводу Eugal шел как собственность купивших его компаний.

Таким образом, российским газом будет торговать не «Газпром», а европейские компании. Варианты решения этого вопроса есть при наличии политической и экономической поддержки со стороны Германии. А судя по содержанию последнего законопроекта, подготовленного правящей коалицией Германии, такая поддержка есть. В любом случае изменения придется впоследствии согласовать с Европейской комиссией, что может занять время», - объясняет Станислав Митрахович.

Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 07.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики