Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт объяснил, почему суд Украины против Германии не повлияет на «Северный поток — 2»

Эксперт объяснил, почему суд Украины против Германии не повлияет на «Северный поток — 2»

Варианты решения споров вокруг «Северного потока — 2» существуют, но они потребуют определенных сил, считает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Украина планирует подать в суд на Германию и заставить ее внести изменения в свое законодательство, которые касаются газопровода «Северный поток — 2». Об этом заявил торговый представитель Украины Тарас Качка. 

«Такое решение противоречит решению Еврокомиссии и обязательствам Германии, а потому непременно будет обжаловано. Это может быть наша жалоба, или жалоба Польши и другой страны», — пояснил он. 

При этом чиновник подчеркнул, что недавно в судебном порядке было отменено решение об увеличении доли российского газа в газопроводе Opal.

По словам Качки, что напряженная ситуация вокруг «Северного потока — 2» вызвана стремлением России сохранить «устаревшую модель» газовых отношений. 

«Это динозавр, который сопротивляется, но его конец неизбежен», — сказал он. 

Как утверждает Станислав Митрахович, международно-правовые механизмы не помогут Украине повлиять на реализацию «Северного потока — 2», т. к. она не является членом ЕС. 

«Однако внутри ЕС есть силы, симпатизирующие Украине, среди которых часть евробюрократии и национальных правительств. Они могут пытаться через имеющиеся в ЕС механизмы ставить палки в колеса работе «Северного потока — 2». Когда Германия будет обсуждать вопрос о том, чтобы добиться вывода газопровода и его сухопутного ответвления EUGAL из-под третьего антимонопольного пакета, то это придется согласовывать с Еврокомиссией. Этот процесс согласования может затянуться и осложниться за счет позиции тех стран, которые будут играть против «Северного потока — 2», — заявил Митрахович в беседе с Федеральным агентство новостей. 

Однако Россия с Германией решат этот вопрос при помощи немецкого бизнеса и правительства, а также его «громкого слова» в Еврокомиссии, подчеркивает эксперт. 

«Возможно придется сделать такой шаг, как перенос прежних точек сдачи газа в Грайфсвальд, т. к. это точка начала сухопутного ответвления EUGAL. Таким образом, дальше мощности EUGAL будет поддерживать не «Газпром», а его партнеры, что в свою очередь позволит вывести его из-под антимонопольного регулирования.

Также можно перенести точки сдачи в Балтийском море, чтобы сам «Северный поток — 2» использовал не «Газпром», а европейские компании. Варианты решения вопроса существуют, но возможно это потребует сил и судебных заседаний. Но в конечном счете, по опыту OPAL, «Северный поток — 2» будет открыт на полную мощность», — рассказал собеседник ФАН. 

Ранее в Германии собирались защитить инвестиции своих компаний в проект «Северный поток — 2», обойдя ограничения обновленной газовой директивы ЕС, наложенные на газопровод. Парламентарии намерены расширить список причин для исключения. Одной из них стала необходимость защитить инвестиции в «Северный поток — 2» . В Германии предлагают учитывать это при определении даты, когда был завершен проект. Таким образом жесткое правило получает возможность для трактовки.

«Северный поток — 2», который соединит трубой Россию и Германию, планируют завершить в этом году. Недавно Дания, которая оставалась единственной страной, от которой требовалось разрешение на строительство трубы в своих территориальных водах, дала свое согласие на реализацию проекта.

Против строительства «Северного потока — 2» выступают США и Украина, которые преследует свои корыстные цели. Поддерживают газопровод многие страны, заинтересованные в бесперебойных поставках голубого топлива. 

Автор: Денис Рассказчиков

Источник: ФАН, 07.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики