Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бундестаг проголосовал за полупустой «Северный поток» вопреки интересам Германии

Бундестаг проголосовал за полупустой «Северный поток» вопреки интересам Германии

В Фонде национальной энергетической безопасности рассказали НСН, чем может закончиться для «Газпрома» отказ Бундестага согласовать поправки в закон о Газовой доктрине ЕС.

Бундестагу не удалось согласовать законопроект, регулирующий применение в Германии газовых поправок Евросоюза. На следующей неделе ожидается повторное рассмотрение документа, пишут РИА Новости. Проект был подготовлен правящей коалицией, он направлен на защиту газопровода «Северный поток — 2» от ряда требований обновлённой в апреле Газовой директиве ЕС. «За» проголосовали лишь 133 парламентария, для принятия решения нужно 355 голосов. Новая Газовая доктрина распространяет на морские газопроводы требования, действующие в отношении наземных магистралей.

Среди предусмотренных поправками к Газовой директиве ЕС мер есть, в том числе антимонопольные, предусматривающие доступ других компаний к 50% мощности магистрали, недискриминационные тарифы и прозрачность. Они и стали камнем преткновения для «Газпрома», пояснил в эфире НСН ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Принятая директива, распространяет Третий энергопакет (Third Energy Package) — это комплекс антимонопольных мер — на морскую часть “Северного потока — 2”, которая находится на территории ЕС, в 12 милях от берега Германии. Это значит, что “Газпрому” надо выделить его в отдельный проект и передать независимому оператору. Ничего страшного в этом нет. Но второй пункт гораздо более проблемный для “Газпрома”. Нужно будет оставить пустым 50% мощности трубы. Предполагается, что оставшиеся 50% должны быть оставлены для возможного потенциального поставщика. Ему нужно будет место в трубе, чтобы он зашел в нее и на конце трубы потребитель имел бы право выбора между разными поставщиками. В этом как раз смысл антимонопольного законодательства Третьего энергопакета», — рассказал специалист.

Абсурд заключается в том, что в море, в 12 милях от берега совершенно точно никакая другая труба в газопровод не врежется, никакого приемного СПГ-терминала там нет и быть не может. Поэтому в Третьем энергопакете есть пункт о том, что там, где конкуренция невозможна, значит одному поставщику нужно разрешить использовать все 100% мощности трубы. Собеседник НСН подчеркнул, что по странному совпадению только к «Газпрому» и его проектам подобные правила реально применяются.

«”Северный поток — 1”, например, когда выходит на берег в Германии, делится на две части: газопровод NEL, который сразу же получил исключение из Третьего энергопакета, потому что там, где “Северный поток — 1” выходит на берег, никаких других газопроводов нет, только из России. А из России, по федеральному закону об экспорте газа, может экспортировать газ только “Газпром”. А вот газопровод OPAL, который дальше по территории Германии идет в Чехию, долго мурыжили, не давали загрузить его на полную мощность. Судебные дела продолжаются, “Газпром” должен доказывать, что на начале трубы никого даже потенциально нет. С “Северным потоком — 2” такая же история. Все понимают, что это абсурд. Посреди моря никакой другой потенциальный поставщик не может взяться ниоткуда, но трубу пытаются заставить “Газпром” оставить полупустой», — отметил Юшков.

Правящая коалиция в Бундестаге сейчас пытается исправить ситуацию принятием поправок к Газовой директиве ЕС на территории Германии. Для немцев полная загрузка трубопровода будет экономически выгодной. Однако закон пока не проходит из-за того, что многие германские парламентарии руководствуются не экономическими, а политическими интересами.

«Немцы хотели исправить ситуацию наиболее простым путем: принять закон о том, что завершенным проект считается не тогда, когда последнюю трубу уложили, а когда последние деньги на нее выделили. Последние деньги на “Северный поток — 2” выделили до принятия вот этих поправок в Газовую доктрину. Для Германии тоже выгодно с экономической точки зрения, чтобы этот проект был принят. Чем больше приходит газа Германии — тем лучше. Там образуются всякие излишки, которые можно продавать в различные страны, и вообще вы становитесь крупным транзитером. Другое дело, что их депутаты часто не этими интересами руководствуются, а общими настроениями в ЕС, которые формируются во многом Соединенными Штатами и Брюсселем. Там, к сожалению, превалирует мнение, что российские газопроводы — это некая опасность, что это ненадежный поставщик, что это политический проект. Хотя мы им 50 лет поставляем газ, и никаких проблем никогда не было», — заявил Игорь Юшков.

В случае, если в Германии законопроект не примут, «Газпрому» придется доказывать, что никакой, даже потенциальной конкуренции у «Северного потока — 2» у немецких берегов не может быть и поэтому ему нужно давать исключение из норм Третьего энергопакета.

Источник: НСН, 08.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики