Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дивиденды «Роснефти» и «Газпрома» исчезли из бюджета

Дивиденды «Роснефти» и «Газпрома» исчезли из бюджета

Около четверти дивидендов, которые государство должно было получить, будучи контролирующим акционером «Газпрома» и «Роснефти», не дошли до федерального бюджета.

Из 209 млрд рублей по пакетам акций в крупнейшей нефтяной и крупнейшей газовой компании страны, 51 млрд останутся на счетах «Роснефтегаза» - непубличной корпорации, которая 13 лет копит на счетах углеводородные доходы, не отчитываясь о том, на что и как они тратятся.

Скрывающийся в тени фонд, которому принадлежит контрольный пакет «Роснефти» (50% + 1 акция), а также 10,97% акций «Газпрома», в июне и августе получил 103,16 млрд рублей в виде дивидендов.

«Газпром» заплатил акционерам 393 млрд рублей, из которых 43,11 млрд - «Роснефтегазу»; «Роснефть» - 120,1 млрд и 60,05 млрд соответственно.

Сам «Роснефтегаз» перечислит в бюджет лишь половину полученной суммы - «ориентировочно около 51,4 млрд рублей», следует из материалов Счетной палаты к отчету об исполнении бюджета («Приложение 2. Информация о факторах, повлиявших на поступление в январе - сентябре 2019 года доходов в федеральный бюджет»).

Точная сумма выплат пока не определена. «Проводится работа по подготовке директив по выплате промежуточных дивидендов по результатам первого полугодия 2019 года», - констатирует СП.

Ставший теневой «кубышкой» Кремля, «Роснефтегаз» из года в год вклинивается в поток дивидендов, забирая себе их львиную часть. В прошлом году компания получила 148 млрд рублей, однако в бюджет отдала лишь 65 млрд.

На начало года общий объем этой нераспределенной прибыли достиг 505 млрд рублей. Это средства, которые «Роснефтегаз» получил как собственник госкорпораций, но до бюджета так и не довел.

Из них лишь 21 млрд рублей осталось в наличной форме на счетах. Чуть больше половины было вложено в «краткосрочные финансовые активы».

В 2015 году «Роснефтегаз» стал непубличным акционерным обществом и не раскрывает отчетность, несмотря на то, что владеет ключевыми активами государства в энергетике.

«Роснефтегаз» создавался как временное хранилище взятых под контроль государства акций «Роснефти» и «Газпрома». Предполагалось, что он будет ликвидирован, как только погасит многомиллиардный кредит, но вернув банкам деньги в 2006 году, продолжает существовать до сих пор.

Доступ к телу и счетам компании закрыт даже чиновникам. «Роснефтегаз» - это «черная дыра», он «живет по своим правилам», не отвечает не письма правительства, и все шлет Путину, как будто собственник - он, а не Росимущество, жаловался «Ведомостям» федеральный чиновник в 2016 году.

«Это компания с особым статусом, потому что она ничего не делает, - рассказывал ранее Bloomberg президент Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. - Объяснить, зачем нужен «Роснефтегаз», абсолютно невозможно с экономической точки зрения».

Источник: Finanz.ru, 08.11.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики