Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мимо польской ловушки. Как трубы "Северного потока–2" и Opal заработают на полную мощность

Мимо польской ловушки. Как трубы "Северного потока–2" и Opal заработают на полную мощность

Эксперт в энергетической области рассказал, как "Газпром" вернет газопроводу Opal полные мощности и обойдет польские препятствия "Северному потоку–2".

Польша не сумеет воспрепятствовать "Газпрому" использовать "Северный поток–2" на полную мощность с помощью процедуры, аналогичной той, что они предприняли по газопроводу Opal, заявил директор ФНЭБ Константин Симонов.

"Вчера (13 ноября) немецкий парламент принял закон, который выводит "Северный поток–2" из-под действия Третьей директивы. Я сильно сомневаюсь, что мнение Польши окажется сильнее Германии", – рассказал Константин Симонов порталу Baltnews.

Глава ФНЭБ напомнил, что Германия является крупнейшим донором ЕС, а Польша, наоборот, крупнейшим реципиентом.

"Германия больше всех дает денег в общую копилку, а Польша больше всех забирает из нее. И получается, что страна, которая просто кормится из европейского бюджета, начинает диктовать правила, подавать в суд и отменять законодательные решения не только немецкого парламента, но и Еврокомиссии", – подчеркнул он.

По словам эксперта, "Северный поток–2" принципиально отличается от газопровода Opal в том плане, что под него фактически менялось европейское законодательство – ЕС распространил действие Третьего энергопакета на морские газопроводы.

"Хитрость в том, что "Северный поток–2" в то время уже строился. И как раз отсюда возникла коллизия, что страна, которая является завершающей в этом проекте, может предоставить исключение из Третьего энергопакета. С точки зрения права, закон не имеет обратной силы, и сама идея распространения Третьего энергопакета на проект, который уже начинал строиться, – это очень спорная инициатива, и изначально в этом была проблемная часть этой истории", – объяснил Симонов.

Он подчеркнул, что, когда европейская комиссия распространила правила Третьего энергопакета на морские трубы, была заложена вот эта опция – что Германия имеет право принять соответствующий закон и он выведет "Северный поток–2" из-под действия Третьего энергопакета. И она Еврокомиссией призналась.

"Но, кстати, если даже предположить, что все-таки ЕС окончательно перейдет на примат политических установок над юридическими принципами и Польша попытается распространить действие решения по Opal, то на самом-то деле Третий энергопакет разрешает заполнять газом вторую половину этой мощности, там просто другая процедура. Там нужно устраивать газовые аукционы, регистрироваться на платформе Prisma, возможно "Газпрому" придется поменять в контракте точки сдачи-приема газа", – рассказал эксперт.

По замечанию главы ФНЭБ, неправильно думать, что Третий энергопакет запрещает "Газпрому" использование Opal – он делает эту процедуру более сложной. При грамотном юридическом подходе "Газпром" заполнит вторую половину Opal и, в конечном счете, газопровод все равно заработает на полную мощность.

"Даже если предположить самый абсурдный вариант, что Польша все-таки сумеет в каком-то суде доказать, что решение немецкого парламента неправомочно и засудит ЕК, разрешившую эту процедуру, – даже в этом случае, используя нормы Третьего энергопакета, можно заполнить "Северный поток–2" на полную мощность. Нужно будет просто совершить ряд юридических процедур – выделить в отдельную компанию собственника отдельных участков, организовать аукционы и так далее. Но это возможно", – подчеркнул Симонов.

Он отметил, что Польше, скорее всего, не удастся добиться даже локальных успехов.

"Активность Польши, на мой взгляд, обречена на неудачу, и я сомневаюсь, что ей удастся добиться даже каких-то локальных успехов в этой истории с учетом вчерашнего голосования в Германии. Но даже если какое-то чудо свершится и это произойдет – есть план Б. Тогда уже надо просто менять основы европейского законодательства или признавать, что Третий энергопакет на территории Европы вообще не работает", – резюмировал Симонов.

Ранее в издании Wiadomości w Onet вышла статья со ссылкой на мнение эксперта по энергетике Петра Мачиека, где говорится, что Польша может, используя антимонопольное законодательство ЕС, возбудить дело против "Северного потока–2", как это ранее было сделано с газопроводом Opal, и запретить российской компании использовать его на полную мощность.

Источник: Baltnews.lt, 14.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики