Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мимо польской ловушки. Как трубы "Северного потока–2" и Opal заработают на полную мощность

Мимо польской ловушки. Как трубы "Северного потока–2" и Opal заработают на полную мощность

Эксперт в энергетической области рассказал, как "Газпром" вернет газопроводу Opal полные мощности и обойдет польские препятствия "Северному потоку–2".

Польша не сумеет воспрепятствовать "Газпрому" использовать "Северный поток–2" на полную мощность с помощью процедуры, аналогичной той, что они предприняли по газопроводу Opal, заявил директор ФНЭБ Константин Симонов.

"Вчера (13 ноября) немецкий парламент принял закон, который выводит "Северный поток–2" из-под действия Третьей директивы. Я сильно сомневаюсь, что мнение Польши окажется сильнее Германии", – рассказал Константин Симонов порталу Baltnews.

Глава ФНЭБ напомнил, что Германия является крупнейшим донором ЕС, а Польша, наоборот, крупнейшим реципиентом.

"Германия больше всех дает денег в общую копилку, а Польша больше всех забирает из нее. И получается, что страна, которая просто кормится из европейского бюджета, начинает диктовать правила, подавать в суд и отменять законодательные решения не только немецкого парламента, но и Еврокомиссии", – подчеркнул он.

По словам эксперта, "Северный поток–2" принципиально отличается от газопровода Opal в том плане, что под него фактически менялось европейское законодательство – ЕС распространил действие Третьего энергопакета на морские газопроводы.

"Хитрость в том, что "Северный поток–2" в то время уже строился. И как раз отсюда возникла коллизия, что страна, которая является завершающей в этом проекте, может предоставить исключение из Третьего энергопакета. С точки зрения права, закон не имеет обратной силы, и сама идея распространения Третьего энергопакета на проект, который уже начинал строиться, – это очень спорная инициатива, и изначально в этом была проблемная часть этой истории", – объяснил Симонов.

Он подчеркнул, что, когда европейская комиссия распространила правила Третьего энергопакета на морские трубы, была заложена вот эта опция – что Германия имеет право принять соответствующий закон и он выведет "Северный поток–2" из-под действия Третьего энергопакета. И она Еврокомиссией призналась.

"Но, кстати, если даже предположить, что все-таки ЕС окончательно перейдет на примат политических установок над юридическими принципами и Польша попытается распространить действие решения по Opal, то на самом-то деле Третий энергопакет разрешает заполнять газом вторую половину этой мощности, там просто другая процедура. Там нужно устраивать газовые аукционы, регистрироваться на платформе Prisma, возможно "Газпрому" придется поменять в контракте точки сдачи-приема газа", – рассказал эксперт.

По замечанию главы ФНЭБ, неправильно думать, что Третий энергопакет запрещает "Газпрому" использование Opal – он делает эту процедуру более сложной. При грамотном юридическом подходе "Газпром" заполнит вторую половину Opal и, в конечном счете, газопровод все равно заработает на полную мощность.

"Даже если предположить самый абсурдный вариант, что Польша все-таки сумеет в каком-то суде доказать, что решение немецкого парламента неправомочно и засудит ЕК, разрешившую эту процедуру, – даже в этом случае, используя нормы Третьего энергопакета, можно заполнить "Северный поток–2" на полную мощность. Нужно будет просто совершить ряд юридических процедур – выделить в отдельную компанию собственника отдельных участков, организовать аукционы и так далее. Но это возможно", – подчеркнул Симонов.

Он отметил, что Польше, скорее всего, не удастся добиться даже локальных успехов.

"Активность Польши, на мой взгляд, обречена на неудачу, и я сомневаюсь, что ей удастся добиться даже каких-то локальных успехов в этой истории с учетом вчерашнего голосования в Германии. Но даже если какое-то чудо свершится и это произойдет – есть план Б. Тогда уже надо просто менять основы европейского законодательства или признавать, что Третий энергопакет на территории Европы вообще не работает", – резюмировал Симонов.

Ранее в издании Wiadomości w Onet вышла статья со ссылкой на мнение эксперта по энергетике Петра Мачиека, где говорится, что Польша может, используя антимонопольное законодательство ЕС, возбудить дело против "Северного потока–2", как это ранее было сделано с газопроводом Opal, и запретить российской компании использовать его на полную мощность.

Источник: Baltnews.lt, 14.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики