Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия-Украина: газовая математика

Россия-Украина: газовая математика

30 сентября 2009 г. НАК «Нафтогаз Украины» должна была выплатить держателям еврооблигаций сумму в $500 млн. Еще в середине августа руководство компании заявляло о намерении договориться с иностранными инвесторами о реструктуризации задолженности. Некоторые из них выступили категорически против и настаивали на погашении украинской компанией взятых обязательств. К назначенному сроку компания выплатила лишь купонный доход из расчета 8,125% годовых и полугодового купонного периода. В связи с этим многие эксперты, журналисты и политики, как в России, так и в Украине начали говорить о возможном дефолте компании уже в ближайшем будущем. Так ли это? И насколько «Нафтогаз Украины» может выполнять договорные обязательства с «Газпромом» уже в ближайшем будущем?

Выполнение январских договоренностей

Чтобы ответить на эти вопросы, давайте посмотрим, как НАК «Нафтогаз Украины» выполняла свои обязательства перед ОАО «Газпром» за поставляемый природный газ.

Для начала проясним ситуацию с ценою на российский природный газ. Итак, в I квартале 2009 г. цена на газ для потребителей Украины составила $360 за 1 тыс. куб. м. Во II квартале цена газа для Украины составила $270,95 за 1 тыс. куб. м. Цена на российский газ для Украины в III квартале 2009 г. составит $198,34 за 1 тыс. куб. м. Прогнозной ценой на газ для IV квартала является цена в $155 за 1 тыс. куб. м.

В феврале 2009 г. НАК «Нафтогаз Украины» импортировала 1 млрд. куб м природного газа на суму $360 млн. Уже тогда у компании возникли первые проблемы и сложности в выполнении контрактных. В частности, на тот момент, уровень платежей промышленных предприятий упал до 62%, населения – 33,7%. В результате руководство «Нафтогаза» и Кабинета Министров Украины пошло на решительные меры по борьбе со злостными неплательщиками – начало отключать от газа промышленные предприятия и даже предприятия теплокоммунэнерго. Тем не менее, деньги «Газпрому» были уплачены во время и из собственных средств.

В марте Украина потребила в марте около 1,1 млрд. кубометров российского газа, за что НАК «Нафтогаз Украины» перечислила ОАО «Газпром» $342 млн. В апреле 2009 г. «Нафтогаз» закупил у российского монополиста примерно 2,3 млрд. кубов газа по цене $270,95 за 1 тыс. куб м. Из $623 млн. было перечислено только около $200 млн., а остальная сумма была оплачена в счет аванса ОАО «Газпром» за транзит.  В том числе 800 млн. куб м были куплены для закачки в украинские ПХГ. В мае 2009 г. НАК «Нафтогаз Украины» приобрела у ОАО «Газпром» 2,376 млрд. куб м газа стоимостью $646,8 млн. Большая часть средств была получена в виде кредита со стороны государственного банка «Ощадбанк». В июне 2009 г. «Нафтогаз» купил 1,1 млрд. куб м за $298 млн. В июле было приобретено у «Газпрома» около 3 млрд. куб м на общую сумму около $595 млн во многом за счет увеличения уставного фонда «Нафтогаза» на $2,416 млрд.

Итого, если посчитать, то в период с февраля по июль (т.е. за шесть месяцев), НАК «Нафтогаз Украины» перечислил ОАО «Газпром» $2,864 млрд. за поставленный природный газ. Теперь посмотрим, что происходило в целом с выручкой компании за этот период времени. По оперативным данным Министерства топлива и энергетики Украины за семь месяцев 2009 г. НАК «Нафтогаз Украины» реализовала украинским потребителям 22,244 млрд. куб м стоимостью 26,355 млрд. грн. ($3,42 млрд.). Фактически за этот период времени НАК «Нафтогаз Украины» получила 21,906 млрд. грн ($2,845 млрд.). В таблице 2 приведены данные об объемах потребления и оплаты природного газа украинскими потребителями. Как видно из данных таблицы, если бы не предприятия теплокоммунэнерго, то НАК «Нафтогаз Украины» имел бы выручку на $600 млн. больше, нежели получил в итоге.

В целом вышеуказанные факты говорят о следующем:

·        во-первых, информация о том, что украинские потребители природного газа значительно снизили оплату за его потребление, - миф. В первую очередь, это касается населения и промышленных предприятий. Как видно из Таблицы 2, уровень оплаты очень высок. За исключением, конечно же, предприятий теплокоммунэнерго. Но их долги – это хроническая болезнь украинской энергетики и самой НАК «Нафтогаз Украины». В целом же уровень оплаты за природный газ составляет 83,1%.  

·        во-вторых, изложенные данные действительно свидетельствуют, что у НАК «Нафтогаз Украины» возникает серьезный кассовый разрыв, и, в принципе, продажа российского природного газа на внутреннем рынке осуществлялась за семь месяцев в убыток. В первую очередь это связано с тем, что стоимость природного газа, например, для промышленных потребителей составляет около $290 без НДС за 1 тыс. куб м (единая цена, установленная на весь год). В то время как стоимость газа в первом квартале составляла $360 за 1 тыс. куб м на границе Россия-Украина. Это было обусловлено усреднением цены на газ для промышленности. В результате компания несла существенные убытки в первом и во втором квартале. Но уже начиная с третьего квартала, цена на газ на внутреннем рынке для коммерческих потребителей существенно перекроет импортную цены, что должно несколько улучшить финансовое состояние компании.

Тем не менее, кассовый разрыв, необходимость обслуживать кредиты, а также закачивать природный газ в украинские ПХГ, заставило руководство НАК «Нафтогаз Украины» и Министерства топлива и энергетики Украины предпринять целый ряд шагов для стабилизации ситуации.

Во-первых, 11 млрд. куб м природного газа, которая компания получила НАК «Нафтогаз Украины» от ОАО «Газпром» по льготной цене ($153,9 за 1 тыс. куб м.), были оформлены в качестве аванса за транзит российского газа по украинской ГТС в 2009 г. (а это составляло около 81 млрд. куб м).

Во-вторых, в апреле 2009 г. Россия также частично погасила задолженность за поставленный газ в счет транзита. В мае 2009 г. НАК «Нафтогаз Украины» получил кредит в размере 3,8 млрд. грн. (около $500 млн.) от украинского государственного банка «Сбербанк» для оплаты поставок газа. Впоследствии выяснилось, что эти средства были взяты из резервов НБУ и оформлены как кредит Сбербанка Украины компании НАК «Нафтогаз Украины».

В-третьих, 8 июля 2009 г. Правительство Украины увеличило уставной капитал НАК «Нафтогаз Украины» на 18,6 млрд. грн за счет дополнительной эмиссии акции. Акции были обменены на облигации внутреннего займа, который были выпущены Министерством финансов Украины сроком на 8-10 лет и процентной ставкой 9,5%. В результате компания получила около $2,4 млрд. свободных средств.

В-четвертых, в начале августа 2009 г. НАК «Нафтогаз Украины» были возвращены около 4,7 млрд. грн ($605 млн.) в качестве возмещения НДС, ведь, как известно, компания экспортирует такую услугу как «транзит», с которой и возмещается НДС. Именно этими деньгами и были выплачены расходы компании на покупку импортного газа.

В-пятых, 11 марта 2009 г. распоряжением Кабинета Министров Украины N 306-р налог на добавленную стоимость, который платится при импорте российского природного газа, поступает в специальный фонд, из которого впоследствии перечисляется НАК «Нафтогаз Украины» в качестве компенсации между ценами закупки природного газа и его реализации предприятиям теплокоммунэнерго.

В-шестых, 13 мая 2009 г. Кабинет Министров Украины принял распоряжение N 575-р, которым дал отсрочку НАК «Нафтогаз Украины» на уплату налога на прибыль в 2009 г. на 60 месяцев.тарифы на газ для домохозяйств и предприятий теплокоммунэнерго на 20%.

В-седьмых, для предприятий НАК «Нафтогаз Украины» была также установлена нулевая ставка рентных платежей за природный газ, добытый на территории Украины и который потребляется населением, а также газовый конденсат, который добывается в Украине. Более того, была установлена нулевая ставка рентной платы за транзит природного газа.

В-восьмых, руководство украинского Правительства и МВФ договорились о том, что в рамках предоставляемой им помощи руководство Украины может использовать данную помощь для выполнения взятых обязательств перед иностранными кредиторами, и в частности, для возможного покрытия задолженности НАК «Нафтогаз Украины» перед иностранными кредиторами.

В-девятых, Правительство Украины рекомендовала Национальной комиссии по регулированию энергетики осенью 2009 г. поднять

Несмотря на столь решительные действия со стороны руководства Украины, за первое полугодие НАК «Нафтогаз Украины» получила 1,987 млрд. грн чистого убытка по сравнению с 3,011 млрд. грн чистой прибыли за соответствующий период 2008 г. Хотя доход увеличился компании на 71,1% до 47,012 млрд. Примечательно, что расходы на зарплату сократились на 33,8%, до 53,023 млн. грн. Текущие долги потребителей сократились в 1,9 раза, до 2,165 млрд. грн. В то же время за полгода возросли объемы долгосрочных и краткосрочных кредитов — примерно на 3 млрд. грн, и кредиторская задолженность за товары, работы и услуги — на 1,5 млрд. грн.

Что впереди?

Так сможет ли НАК «Нафтогаз Украины» выполнить свои договорные обязательства с ОАО «Газпром», обслуживать многомиллиардные кредиты и заполнить ПХГ перед отопительным сезоном? Скорее всего, да.  Учитывая все вышеуказанные факторы, компания должна справиться со всеми нижеследующими задачами:

  • Выполнение январских контрактов. В третьем и четвертом квартале 2009 г. НАК «Нафтогаз Украины» согласно подписанным контрактам должна импортировать 22,5 млрд. куб м. природного газа на общую сумму в $4,2 млрд. Но вряд ли все договоренности будут соблюдены в полной мере. Уже спустя полтора месяца после подписания январских контрактов стало ясно, что украинская сторона будет покупать меньше газа, нежели было договорено ранее. Поэтому вряд ли компании понадобиться именно такая сумма денег. Это во-первых. Во-вторых, как уже было отмечено выше, именно в этот период НАК «Нафтогаз Украины» начнет существенно зарабатывать на перепродаже природного газа промышленным потребителям, поэтому столь очевидных убытков наблюдаться не будет. В-третьих, уровень оплаты за потребляемый газ в Украине позволяет не считать ситуацию критической в этом плане. В-четвертых, на руку НАК «Нафтогаз Украины» также должно сыграть 20-%-ное повышение цен на газ для украинского населения и предприятия теплокоммунэнерго, а также отсрочка налоговых платежей, которую получила компания от украинского Правительства. В-четвертых, как было показано выше, так и не ясно, куда были направлены средства в размере 18 млрд. грн. ($2,34 млрд.) от увеличения уставного фонда компании. Очевидно, что компания имеет эти ресурсы и говорить о дефиците средств как таковом не приходится.
  • Выполнение кредитных обязательств. С этим вопросом дело обстоит немного сложнее, но, тем не менее, не так плачевно, как это преподносится во многих российских и украинских СМИ.

На сегодняшний день, общая задолженность компании перед иностранными кредиторами составляет $4,117 млрд. Сумма, естественно, не малая, но если учитывать, что многие кредитные договора заканчиваются в 2012 г., то задолженность хоть и большая, но все-таки не столь критическая. Особенно если учитывать, что около 40% всех кредитов – перед государственными украинскими банками. А значит, руководство Украины может в любой момент реструктуризировать данную задолженность.

Очевидно, что до конца 2009 г. НАК «Нафтогаз Украины» должна уплатить около $2,86 млрд. кредитов, из которых – $2,42 млрд. – государственным банкам, а $500 млн. – в счет погашения еврооблигаций перед иностранными кредиторами. Скорее всего, задолженность перед госбанками будет реструктуризирована.

Что касается долга в $500 млн., то тут были сложности. Именно вокруг погашения еврооблигаций активно велись переговоры между их держателями и руководством «Нафтогаза». Естественно, учитывая нынешнее финансовое положение компании, а также политику руководства компании на максимальную экономию средств, Кабинет Министров Украину поручил Министерству топлива и энергетики Украины и руководству компании провести переговоры с держателями еврооблигаций и реструктуризировать задолженность.

В принципе, это нормальная практика, но некоторые компании-держатели облигаций (в частности, компания Corlblow) заявили о том, что выступают против реструктуризации задолженности и попытались объединить остальных держателей еврооблигаций. В первой декаде октября переговоры таки завершились успехом: владельцы более чем 92% еврооблигаций НАК «Нафтогаз Украины» на $500 млн поддержали предложение компании об их реструктуризации на пять лет под государственные гарантии.

  • Закачка в ПХГ природного газа. Это один из самых, пожалуй, сложных вопросов для НАК «Нафтогаз Украины». Полной и открытой информации о том, сколько уже закачено газа в украинские подземные хранилища, нет. Украинское руководство заявляет, что на начало августа 2009 г. объем закачки составил 22 млрд. куб м. Согласно утвержденному правительством балансу газа, в подземные хранилища в 2009 году должно быть закачано 24,811 млрд. куб м.

Хотя по данным баланса природного газа по Украине (данные украинского издания «Энергобизнес») за семь месяцев 2008 г. в украинские ПХГ было закачено всего 6,380 млрд. куб м. Например, в июне 2009 г. планировалось закачать 1,847 млрд. куб м, а закачено было всего лишь, 698 млн. куб м. Как видно из таблицы 4, Украина существенно остается от запланированных темпов закачки природного газа.

Хотя особо паниковать тоже не следует. Пока ситуация не критическая. Например, за аналогичный период прошлого года Украина закачала в свои ПХГ около 9,5 млрд. куб м. Но спрос на газ существенно упал и такие объемы газа в резервах уже не нужны.

Тем не менее, еще как минимум 10-13 млрд. куб м газа Украина должна закачать. Источник закачки – российский импортный газ. Есть ли свободные ресурсы у НАК «Нафтогаз Украины» для этого? Есть, но только частично. Во-первых, мы говорили о средствах, полученных от допэмиссии в размере $2,5 млрд., которые пока есть у компании. Во-вторых, компания может привлечь финансирование со стороны ведущих европейских инвестиционных институтов – Европейского Банка Реконструкции и Развития, Мирового Банка и Европейского инвестиционного банка. Договоренность о выделении финансирования было достигнуто 31 июля 2009 г. И хоть объем финансирования ограничен (только ЕБРР выразил готовность выделить $300 млн. сугубо на закачку газа в 2009 г.), тем не менее, забывать про него не следует. Также как и траншах МВФ. Это в настоящий момент единственная надежда и опора украинской компании.

Выводы  

Если проанализировать все вышесказанное, то можно придти к следующим выводам.

Нынешний менеджмент НАК «Нафтогаз Украины» и руководство Кабинета Министров Украины предприняли и предпринимают целый ряд шагов по стабилизации финансового положения компании. Хоть оно и очень тяжелое, тем не менее, предпринятые шаги позволят не допустить банкротства компании в этом году. Пусть эта политика тоже не совсем эффективная с точки зрения долгосрочного результата (отсрочка налоговых платежей, «эмиссионные» кредиты и т.п. лишь лечат симптомы, но саму болезнь), тем не менее, ряд принятых мер несут в себе и позитивные моменты (например, повышение внутренних цен на газ, устранение посредников в продаже газа промышленным потребителям и т.п.). Деньги с промышленных потребителей собираются, население платит за газ, государство имеет свободную валютную ликвидность от МВФ на крайний случай.

Скорее всего, в текущем году не возникнет проблем с задолженностью за поставленный природный газ Россией. Во всяком случае, особых экономических предпосылок пока для этого не существует. Именно это одно из немногих положений январских контрактов, которые будут выполняться в полной мере. Во-первых, украинский Премьер будет максимально выдерживать те договоренности, которые были достигнуты во время ее встреч с российским визави и постарается не нарушить взятые обязательства. Во-вторых, В.Путин также не пойдет на эскалацию конфликта в преддверии президентских выборов и не даст добро на новый виток напряженности. Ведь НАК «Нафтогаз Украины» – это сфера влияния украинского Премьера и любые конфликты будут бить именно по ее итак падающему рейтингу. Естественно, если ничего кардинального за оставшиеся пять месяцев не произойдет в отношениях двух премьеров. Все что касается остальных январских договоренностей, то многие из них за эти полгода были нарушены. Украина существенно не выбирает российский газ, Россия – значительно сократила транзит газа по украинской территории. Если новая газовая война начнется, она начнется сугубо по политическим причинам.

В-третьих, Украина, скорее всего, не закачает в украинские ПХГ столько газа, сколько в принципе необходимо для нормальной подготовки к отопительному сезону. В частности, в 24 млрд. куб м. Скорее всего, реальные объемы закачки составят в лучшем случае около 15 млрд. куб м. Закачено будет меньше газа, но, тем не менее, достаточно для того, чтобы пережить зиму.

Основной же риск для России и ОАО «Газпром» - это именно следующий год. Как будут проходить переговоры относительно снижения объемов природного газа, который должен будет поставлен в Украину в 2010 г., неизвестно. Украинская сторона официально заявляла о заинтересованности в сокращении законтрактованных объемов импорта в 2010 г. лишь 33 млрд. куб. м в связи с прогнозируемым низким спросом на газ из-за кризиса. Хотя согласно январским контрактам с 2010 года объем поставок, согласно контракту, должен возрасти до 52 млрд. куб. м ежегодно. Будет ли попытка уже новым руководством Украины пересмотреть транзитные условия и вообще январские договоренности? Все эти вопросы остаются открытыми.

Автор: Михаил Бно-Айриян, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Источник: Экономика и ТЭК сегодня, ноябрь 2009. - № 11. - С. 61 - 64 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики