Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпрому» не придется делить «Северный поток-2» на части

«Газпрому» не придется делить «Северный поток-2» на части

Вчера бундестаг принял закон о применении поправок в Газовую директиву ЕС в Германии. Немецкий вариант не сильно отличается от самого документа, но открывает возможность немецкому регулятору снять европейские ограничения по «Северному потоку-2», чтобы тот заработал на полную мощность и оправдал ожидания немецких инвесторов. Это позволит «Газпрому» не создавать отдельную компанию, чтобы отдать ей в собственность 12-мильный участок, на который распространялись бы правила Третьего энергопакета ЕС.

Разница между поправками Газовой директивы ЕС и немецким вариантом состоит в том, что в европейском документе завершение строительства газопровода из третьей страны до 23 мая 2019 года указано в списке причин для исключения из правил, а в немецком варианте эту дату перенесли во вводную часть. Таким образом, немецкий регулятор может более свободно принимать решение об исключениях для газопроводов с учетом сроков строительства. В любом случае они должны соответствовать трем критериям: иметь точку соединения с ГТС страны — члена ЕС в Германии и объективные причины для исключений (обеспечение безопасности поставок в Германию или амортизация инвестиций) и не оказывать негативного влияния на конкуренцию на рынке газа ЕС. Об этих качествах «Северного потока-2» власти Германии говорили регулярно. И законопроект является детищем правящей коалиции. В документах об обсуждении законопроекта говорится, что факт уже осуществленных инвестиций позволяет делать газопроводным проектам исключения, а при определении факта завершения строительства регулятор будет учитывать все обстоятельства. По исключениям из правил для существующих проектов, судя по законопроекту, немецкий регулятор должен определиться до 24 мая 2020 года.

Фракции «Зеленых» и «Альянса 90» выступили против законопроекта, так как, по их мнению, немецкий вариант смягчает Газовую директиву ЕС.

Напомним, что директива распространяется только на 12-мильный участок «Северного потока-2» в территориальных водах Германии, который, по сути, уже был построен к 23 мая 2019 года. А немецкие партнеры «Газпрома» Wintershall и Uniper к тому времени осуществили свои инвестиции — прокредитовали российский холдинг на 1,9 млрд евро. В то же время подпадающие под исключения «до 23 мая 2019 года» проекты регулируются без согласования с Еврокомиссией регулирующим органом страны. Только после удовлетворения этого требования в начале года Берлин согласился поддержать поправки в Газовую директиву ЕС.

Для «Газпрома» введение Газовой директивы ЕС несет две угрозы. С одной стороны, поставщик газа и собственник газопровода должны быть разделены. С другой, мощности «Северного потока-2» должны быть зарезервированы и под независимых поставщиков, что грозит проекту недозагруженностью на все 50%. Понятно, что немецких партнеров «Газпрома» такой вариант не устраивает.

«Члены Евросоюза действуют в рамках общеевропейского законодательства, но на своей территории имеют собственные законы, которые не должны противоречить общим нормам, но могут иметь свои отличия, — говорит эксперт-аналитик АО „ФИНАМ“ Алексей Калачев. — Бундестаг имплементировал принятую ЕС весной поправку к Газовой директиве, распространившей европейские антимонопольные нормы на морские газопроводы, включая „Северный поток-2“. То есть, новые нормы Евросоюза в целом включаются в германское законодательство, но с важными оговорками, позволяющими на территории ФРГ в ряде случаев сделать исключение для „Северного потока-2“. Они не противоречат Газовой директиве, но позволяют обойти самые неприятные для проекта требования, в том числе по ограничению загрузки мощности газопровода одним поставщиком».

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что немецкий вариант увеличивает возможности для защиты инвестиций, сделанных в «Северный поток-2», и, соответственно, повышает энергетическую безопасность Европы в целом и Германии в частности. «А также, как ни странно, повышает шансы на транзитное соглашение с Украиной до конца года», — заметил эксперт. Замдиректора ФНЭБ признал, что оппоненты российско-европейского газового сотрудничества будут пытаться оспорить и иными способами препятствовать нормальной работе газопровода и в этом не стоит даже сомневаться, «но в любом случае это очень позитивный сигнал со стороны Западной Европы в части отстаивания своего суверенитета в сфере энергетической политики и безопасности». 

Алексей Калачев отмечает при этом благожелательное отношение германских властей и их интерес к этому проекту: «Такое решение с вероятностью, близкой к 100%, дает зеленый свет полной реализации „Северного потока-2“. Вероятность конфликта с Еврокомиссией невелика, и в худшем случае судебный спор по этому поводу может затянуться на долгие годы и закончиться ничем. Да и непохоже, что ЕК готова всерьез спорить с самым влиятельным членом ЕС. А самые упорные противники проекта вряд ли что-то смогут противопоставить этому. Какая-либо страна, например Польша, не может оспаривать национальное законодательство другой страны, например Германии».

Ранее немецкие издания писали о том, что «Газпром» создает отдельную компанию, которая будет владеть и управлять 12-мильным немецким участком «Северного потока-2». Замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач считает, что это — план «Б», если исключение «Северному потоку-2» предоставлено не будет. «Если будет предоставлено исключение, то анбандлинг (разделение) не потребуется. Тем более что он абсурден, так как по базовым нормам директивы должен затронуть 12 миль газопровода в территориальном море Германии. Независимых поставщиков тоже на глубине Балтийского моря появиться не может», — резюмировал эксперт.

P. S.

На сайте бундестага на дату последнего голосования размещен законопроект, в котором пункт об исключениях для построенных до 23 мая 2019 года газопроводах дан в общем списке и не может трактоваться альтернативно. В то же время в прилагаемых рекомендациях Комитета по экономическим и энергетическим вопросам бундестага предлагается указанный в статье вариант. Такое противоречие запутало и вызвало положительную реакцию на принятие закона и противниками, и сторонниками «Северного потока-2». Например, правительство Украины приветствовало имплементацию Германией поправок в Газовую директиву ЕС. Очевидно, что окончательный вариант закона мы узнаем уже после его официальной публикации. 

Источник: EADaily, 14.11.2019

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики