Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпрому» не придется делить «Северный поток-2» на части

«Газпрому» не придется делить «Северный поток-2» на части

Вчера бундестаг принял закон о применении поправок в Газовую директиву ЕС в Германии. Немецкий вариант не сильно отличается от самого документа, но открывает возможность немецкому регулятору снять европейские ограничения по «Северному потоку-2», чтобы тот заработал на полную мощность и оправдал ожидания немецких инвесторов. Это позволит «Газпрому» не создавать отдельную компанию, чтобы отдать ей в собственность 12-мильный участок, на который распространялись бы правила Третьего энергопакета ЕС.

Разница между поправками Газовой директивы ЕС и немецким вариантом состоит в том, что в европейском документе завершение строительства газопровода из третьей страны до 23 мая 2019 года указано в списке причин для исключения из правил, а в немецком варианте эту дату перенесли во вводную часть. Таким образом, немецкий регулятор может более свободно принимать решение об исключениях для газопроводов с учетом сроков строительства. В любом случае они должны соответствовать трем критериям: иметь точку соединения с ГТС страны — члена ЕС в Германии и объективные причины для исключений (обеспечение безопасности поставок в Германию или амортизация инвестиций) и не оказывать негативного влияния на конкуренцию на рынке газа ЕС. Об этих качествах «Северного потока-2» власти Германии говорили регулярно. И законопроект является детищем правящей коалиции. В документах об обсуждении законопроекта говорится, что факт уже осуществленных инвестиций позволяет делать газопроводным проектам исключения, а при определении факта завершения строительства регулятор будет учитывать все обстоятельства. По исключениям из правил для существующих проектов, судя по законопроекту, немецкий регулятор должен определиться до 24 мая 2020 года.

Фракции «Зеленых» и «Альянса 90» выступили против законопроекта, так как, по их мнению, немецкий вариант смягчает Газовую директиву ЕС.

Напомним, что директива распространяется только на 12-мильный участок «Северного потока-2» в территориальных водах Германии, который, по сути, уже был построен к 23 мая 2019 года. А немецкие партнеры «Газпрома» Wintershall и Uniper к тому времени осуществили свои инвестиции — прокредитовали российский холдинг на 1,9 млрд евро. В то же время подпадающие под исключения «до 23 мая 2019 года» проекты регулируются без согласования с Еврокомиссией регулирующим органом страны. Только после удовлетворения этого требования в начале года Берлин согласился поддержать поправки в Газовую директиву ЕС.

Для «Газпрома» введение Газовой директивы ЕС несет две угрозы. С одной стороны, поставщик газа и собственник газопровода должны быть разделены. С другой, мощности «Северного потока-2» должны быть зарезервированы и под независимых поставщиков, что грозит проекту недозагруженностью на все 50%. Понятно, что немецких партнеров «Газпрома» такой вариант не устраивает.

«Члены Евросоюза действуют в рамках общеевропейского законодательства, но на своей территории имеют собственные законы, которые не должны противоречить общим нормам, но могут иметь свои отличия, — говорит эксперт-аналитик АО „ФИНАМ“ Алексей Калачев. — Бундестаг имплементировал принятую ЕС весной поправку к Газовой директиве, распространившей европейские антимонопольные нормы на морские газопроводы, включая „Северный поток-2“. То есть, новые нормы Евросоюза в целом включаются в германское законодательство, но с важными оговорками, позволяющими на территории ФРГ в ряде случаев сделать исключение для „Северного потока-2“. Они не противоречат Газовой директиве, но позволяют обойти самые неприятные для проекта требования, в том числе по ограничению загрузки мощности газопровода одним поставщиком».

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что немецкий вариант увеличивает возможности для защиты инвестиций, сделанных в «Северный поток-2», и, соответственно, повышает энергетическую безопасность Европы в целом и Германии в частности. «А также, как ни странно, повышает шансы на транзитное соглашение с Украиной до конца года», — заметил эксперт. Замдиректора ФНЭБ признал, что оппоненты российско-европейского газового сотрудничества будут пытаться оспорить и иными способами препятствовать нормальной работе газопровода и в этом не стоит даже сомневаться, «но в любом случае это очень позитивный сигнал со стороны Западной Европы в части отстаивания своего суверенитета в сфере энергетической политики и безопасности». 

Алексей Калачев отмечает при этом благожелательное отношение германских властей и их интерес к этому проекту: «Такое решение с вероятностью, близкой к 100%, дает зеленый свет полной реализации „Северного потока-2“. Вероятность конфликта с Еврокомиссией невелика, и в худшем случае судебный спор по этому поводу может затянуться на долгие годы и закончиться ничем. Да и непохоже, что ЕК готова всерьез спорить с самым влиятельным членом ЕС. А самые упорные противники проекта вряд ли что-то смогут противопоставить этому. Какая-либо страна, например Польша, не может оспаривать национальное законодательство другой страны, например Германии».

Ранее немецкие издания писали о том, что «Газпром» создает отдельную компанию, которая будет владеть и управлять 12-мильным немецким участком «Северного потока-2». Замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач считает, что это — план «Б», если исключение «Северному потоку-2» предоставлено не будет. «Если будет предоставлено исключение, то анбандлинг (разделение) не потребуется. Тем более что он абсурден, так как по базовым нормам директивы должен затронуть 12 миль газопровода в территориальном море Германии. Независимых поставщиков тоже на глубине Балтийского моря появиться не может», — резюмировал эксперт.

P. S.

На сайте бундестага на дату последнего голосования размещен законопроект, в котором пункт об исключениях для построенных до 23 мая 2019 года газопроводах дан в общем списке и не может трактоваться альтернативно. В то же время в прилагаемых рекомендациях Комитета по экономическим и энергетическим вопросам бундестага предлагается указанный в статье вариант. Такое противоречие запутало и вызвало положительную реакцию на принятие закона и противниками, и сторонниками «Северного потока-2». Например, правительство Украины приветствовало имплементацию Германией поправок в Газовую директиву ЕС. Очевидно, что окончательный вариант закона мы узнаем уже после его официальной публикации. 

Источник: EADaily, 14.11.2019

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики