Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Немцы на радость Киеву урезали «Северный поток-2» наполовину

Немцы на радость Киеву урезали «Северный поток-2» наполовину

Германия приняла поправки к законодательству, которые ограничивают использование газопровода

Немецкий Бундестаг принял законопроект о внесении изменений в законодательство для реализации обновленной газовой директивы Евросоюза. Это означает, что действующие на территории Евросоюза правила будут распространяться на морские газопроводы не входящих в объединение стран, если те проходят через территорию стран-членов ЕС.

Таким образом, нормы Третьего энергопакета будут распространяться на строящийся российский газопровод «Северный поток-2». Это нормы, запрещающие одной компании заниматься одновременно добычей и транспортировкой газа и предусматривающие так называемый анбандлинг такой компании. Другие правила касаются установки конкурентных тарифов и доступа к газопроводу третьих сторон.

Если говорить о практическом применении этих норм к «Северному потоку-2», это означает, что «Газпрому» придется разделить функции транспортировки и добычи газа, возможно, создав некую независимую компанию или передав управление другому оператору. Но, что самое неприятное, даже сделав это, «Газпром» сможет загружать только 50% трубы, то есть половину ее мощности.

Ранее оператор проекта «Северный поток — 2» Nord Stream 2 AG уже обратился в арбитражный суд Евросоюза из-за несоответствия поправок в Газовой директиве ЕС Энергетической хартии. В компании пояснили, что считают их дискриминационными, нарушающими принципы права Евросоюза о равном обращении и пропорциональности и принятыми для препятствования реализации проекта.

В статье 10 Договора к Энергетической хартии (ДЭХ) говорится о поощрении и создании стабильных, равноправных, благоприятных и гласных условий для инвесторов, в статье 13 — о том, что инвестиции не подлежат национализации, экспроприации или иным мерам, имеющим аналогичные последствия.

Несмотря на это, немецкий парламент все же принял поправки к Газовой директиве, хоть и со второго раза. Первое голосование не состоялось, так как обсуждение вопроса затянулось до глубокой ночи, и парламенту не хватило кворума для приятия решения. Кворума не удалось достичь из-за требования фракции «Альтернатива для Германии» провести поименное голосование. В среду фракция также выдвинула это требование, но затем сама отозвала его, и парламентарии смогли принять поправки к законодательству.

Решение Бундестага уже приветствовала Украина, которая является одной из самых заинтересованных сторон в ограничении деятельности газопровода. Ведь это значит, что большие объемы придется продолжать прокачивать через Украину.

«Правительство Украины приветствует имплементацию бундестагом Газовой директивы ЕС 1:1. Мы ожидаем, что независимый энергетический регулятор Германии также будет действовать в строгом соответствии с директивой. Эту позицию также поддержала Европейская комиссия», — написал украинский премьер-министр Алексей Гончарук в «Фейсбуке».

Хотя решение Бундестага сложно назвать позитивным для «Газпрома», слишком радоваться Киеву пока рано. Как пояснили «СП» эксперты, Берлин оставил себе лазейку, которая позволит предоставить «Северному-потоку-2» исключение из правил.

Так, в принятом законопроекте отмечается, что действие правил третьего энергопакета временно (на срок не более 20 лет) не распространяется на «находящуюся на территории Германии часть» трубопроводов, отвечающих следующим требованиям: первая точка соединения такой трубы с сетью страны ЕС находится в Германии, трубопровод был построен до 23 мая 2019 года, у него есть объективные основания для исключения, которое не будет иметь негативного влияния на конкуренцию и безопасность энергоснабжения ЕС.

Кроме того, участок газопровода протяженностью в 12 морских миль, примыкающий к территории Германии, будет регулироваться регулирование «Федеральным сетевым агентством», а не Еврокомиссией, которая изначально настаивала на этом.

По мнению ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, все это позволяет надеяться на то, что «Северный поток-2» все же получит исключение из Третьего энергопакета и сможет быть использован на полную мощность, а не только на 50%.

— Германия должна была принять какой-то документ по имплементации поправок к Газовой директиве. Но в первоначальном документе предлагалось признавать готовыми газопроводами не те, которые были де-факто построены к маю 2019 года, а те, в которые к этому моменту были сделаны все инвестиции.

Таким образом, если «Северный поток-2» признали бы готовым газопроводом, он не подпадал бы под нормы Третьего энергопакета и Газовой директивы. Сейчас не совсем понятно, что будет происходить с этими поправками и насколько Германия «заточила» их под «Северный поток-2». Действительно ли его будут признавать готовым или же немецкий парламент принял более негативную для «Северного потока-2» версию.

Пока что, судя по всем публикациям, более вероятным кажется второй вариант. Четкого указания на то, что Германия будет считать «Северный поток-2» готовым до майских поправок, там нет. Хотя изначально обсуждалась именно такая версия законопроекта.

«СП»: — К чему же это приведет?

— Все не совсем плохо. Германия вписала в этот имплементационный документ свое право давать исключение из Третьего энергопакета газопроводам, которые обладают определенными качествами. Например, такой газопровод должен выходить на берег Германии, играть важную роль в ее экономике и не иметь другой конкуренции. Все эти моменты верны для «Северного потока-2» и очевидно, что немцы ввели их именно с учетом этого газопровода.

Скорее всего, автоматически вывести «Северный поток-2» из-под норм Третьего энергопакета Германия не сможет. Но она перетащила себе часть полномочий Евросоюза, и в будущем сможет предоставить для него исключение. «Газпрому» и Берлину придется пойти по пути предоставления официального исключения из Третьего энергопакета.

Поэтому нельзя назвать этот закон победой «Газпрома», но, в то же время, это и не самый плохой из возможных вариантов.

«СП»: — Кто будет заниматься работой по предоставлению этого исключения, от кого это зависит?

— В основном этим занимается Антимонопольное ведомство и Энергетическая комиссия Германии. Они должны будут получить заявку от оператора «Северного потока-2» — Nord Stream 2 AG. Плюс в том, что практически все руководство этого оператора — сами немцы. Это Герхард Шредер, Маттиас Варниг, и они отвечают за всю коммуникацию с немецким руководством. Поэтому шансы на получение исключение достаточно высоки.

«СП»: — А что с анбандлингом — разделением функций «Газпрома»? Это не поможет решить проблему?

— Речь идет о том, что последний 12-мильный участок газопровода, который примыкает к Германии, возможно, придется передавать в управление независимому от «Газпрома» оператору, потому что Третий энергопакет формально этого требует. Есть три варианта — жесткое разделение компании, подключение независимого оператора. И самый мягкий вариант — вся структура остается у собственности у компании, но руководство ею согласовывается с регуляторами.

Но даже если 12-мильный участок будет отдан в управление независимому оператору, это не освободит «Газпром» от обязанности загружать только половину мощности трубы. В чьем бы управлении этот газопровод ни был, один поставщик сможет загрузить только 50% мощности. Для «Газпрома» же главное не управление этим участком, а загрузка трубы на 100%, чтобы сделанные инвестиции в 9,5 миллиардов евро дали ему не 27,5 млрд. кубов объема, а все 55, как он планировал изначально.

«СП»: — То есть сейчас все зависит от Германии?

— Да, думаю оператор «Северного потока-2» будет подавать заявку на исключение из норм Третьего энергопакета, и уже немецкий регулятор будет согласовывать это решение.

Автор: Мария Безчастная

Источник: Свободная пресса, 14.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики