Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Альтернативные пути доставки газа из России в Европу холодной зимой назвал эксперт

Альтернативные пути доставки газа из России в Европу холодной зимой назвал эксперт

В отличии от периодов двух газовых войн 2006 и 2009 годов нынешняя ситуация со снабжением Европы в случае холодной зимы и остановки транзита через Украину выглядит намного проще, потому что появилась альтернатива, отмечает ведущий эксперт ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Подготовка «Газпрома» к холодной зиме

В «Газпроме» рассказали о готовности к работе в период пикового зимнего спроса на газ, при этом в российской компании прогнозируют более холодную погоду в январе - марте 2020 года по сравнению с предыдущей зимой. В сообщении холдинга говорится, что высокий уровень надежности поставок в значительной степени зависит от работы подземных хранилищ газа (ПХГ).

«Газпром» повысил потенциальную максимальную суточную производительность российских ПХГ до нового рекордного уровня в истории отечественной газовой отрасли - 843,3 млн кубометров, что сопоставимо с суточным зимним потреблением Нижегородской или Ростовской области. Чуть сложнее дела обстоят со снабжением европейских потребителей, так как трехсторонние переговоры по транзиту российского газа через Украину зашли в тупик.

«Все прогнозы о погоде за пределами одной недели в высшей степени являются приблизительной оценкой. У нас идет движение в сторону изменения климатических норм, которые становятся скорее теплыми, чем холодными. Тем не менее, ответственные компании и руководители стран должны заботиться о подготовке к разным сценариям, в том числе повышенному потреблению газа.

Все это касается Европы, России, Украины и любых других регионов. Как только температура становится холодной, то на себе ее ощущают обычно сразу в России, Европе и на Украине. В предыдущие периоды, когда у нас возникали сложности с Киевом еще при старых властях, ситуация в случае холодов и резкого повышения спроса на газ оставалась довольно сложной», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

И хотя десять лет назад, когда РФ перекрыла поставки через Украину, сторонам хватило всего недели, чтобы вернутся в состояние экономического и политического реализма, сейчас ситуация кардинально иная. Как предполагает президент фонда «Основание», эксперт по вопросам энергетики Алексей Анпилогов, в ближайшую зиму острый период мы увидим в гораздо более развернутой форме, потому что к этому событию всеми сторонами проведена серьезная подготовка, и никто из участников переговоров не надеется на смягчение позиций.

Хранилища и альтернативные маршруты

«Газпром» сможет снабжать европейских потребителей даже в случае прерывания транзита через Украину, в компании давно рассчитали сопутствующие риски прерывания транзита. Какие есть источники для поставок газа? Во-первых, когда мы говорим про дальнее зарубежье, то имеем в виду Европу и Турцию как общий рынок. Сюда не относятся Прибалтика и Финляндия, куда ведет отдельный газопровод.

У нас есть газопровод «Голубой поток», который идет напрямую из России в Турцию, дальше есть белорусская ГТС, где работает газопровод «Ямал-Европа». Сохраняются поставки по «Северному потоку-1» и его сухопутному продолжению Opal, который сейчас наполовину закрыт из-за политизированного антимонопольного регулирования Евросоюза. В случае прерывания транзита через Украину Opal очень быстро откроют, потому что европейские потребители не захотят рисковать.

Дальше у нас достраивается «Турецкий поток», по которому к январю точно начнется движение газа в Турцию и Болгарию. Плюс остается возможность покупать сжиженный газ на европейских биржах, который поставляется различными трейдерами. Газ к ним попадает из разных источников, в том числе с проекта «Ямал-СПГ». Такой газ будет чуть дороже трубопроводного, но своих клиентов «Газпром» обеспечит все равно», - объясняет Станислав Митрахович.

Подготовился «Газпром» и в части наполнения европейских газовых хранилищ, закачав туда газ по максимуму. По словам эксперта, они заполнены почти полностью, и значительная часть потребления легко может быть покрыта с помощью них. На самый крайний случай российская компания перевела ближе к Европе регазификационное судно «Маршал Василевский», чтобы в нужный момент оно оказалось спасательной палочкой и закрыло дыры в провалах потребления.

В итоге разные источники транспортировки плюс хранилища дадут возможность Европе продержаться какое-то время, но многое зависит и от того, насколько холодной окажется зима. В любом случае в отличии от периодов двух газовых войн 2006 и 2009 годов сейчас ситуация намного проще, потому что появилась альтернатива, добавляет Митрахович. Хотя определенные риски присутствуют, и к ним нужно внимательно готовиться.

Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 14.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики