Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эффект от отказа Польши от российского газа для Газпрома может быть разным

Эффект от отказа Польши от российского газа для Газпрома может быть разным

Польша уведомила «Газпром экспорт» о намерении не отказаться от российского газа после 2023 года, когда истечет действующий контракт на поставки. Соответствующее уведомление российская компания получила от польской PGNiG.

Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ:

Польша давно говорит о том, что откажется от российского газа. Практика показывает, что даже если подобные действия не имеют экономической логики, то они могут реализоваться по политическим мотивам. Так, например, Литва и Польша уже сейчас покупают более дорогой по сравнению с российским газом СПГ. А Украина покупает российский газ у европейских посредников с наценкой. Поэтому шансы на то, что Польша как минимум сократит закупки российского газа после 2022 г., довольно высоки. Но как это будет происходить - большой вопрос.

В настоящее время Польша планирует сделать это за счет расширение СПГ терминала с 5 млрд куб. м. до 7,5 млрд куб. м. и строительства газопровода из Норвегии мощностью 10 млрд куб. м. Учитывая, что сейчас СПГ-терминал загружен на 2,5 млрд куб. м. из 5, то все новые объемы могут составить около 15 млрд куб. м. Это позволит Польше отказаться и от прямых закупок газа у Газпрома (в 2018 г. это было 10 млрд куб.) и покупки российского газа на немецком рынке (еще около 3 млрд куб.).

Но есть ряд нюансов. Во-первых, к 2023 г. Польше может понадобиться уже гораздо больше газа, чем сейчас, так как Брюссель требует от Варшавы сокращать потребление угля. А значит Польша будет увеличивать потребление энергии от других источников, в том числе от газа. Из-за этого даже полная загрузка увеличенного СПГ-терминала и газопровода Baltic Pipe не покроет возросшей потребности Польши в импорте газа и придется закупать газ в России. Во-вторых, сейчас США и Польша ведут диалог об увеличении поставок американского СПГ. Варшава стремится покупать больше американского газа, чтобы продемонстрировать политическую лояльность США.

В связи с желанием улучшить отношения с США, Варшава может пересмотреть свою энергостратегию и в отношении норвежского газа. Т. е. может оказаться так, что если трубу достроят, то в итоге она не будет загружена. А Польша пойдет по пути либо строительства нового СПГ-терминала, либо на существенное (более чем 10 млрд куб. м.) увеличение мощности приемного СПГ-терминала в Свиноусце.

Эффект от отказа Польши от российского газа для Газпрома может быть разным. Если Польша перейдет на закупки 10 млрд куб. м. у Норвегии, то Газпром ничего не потеряет, так как Норвегия не сможет увеличить добычу газа и единственный шанс запитать Польшу - перенаправить ей газ с других рынков. Соответственно, Газпром поставит газ в ту страну, из которой Норвегия заберет свой газ для Польши. Но если Польша перейдет на СПГ из США, то Газпром пострадает, так как никакой другой рынок сбыта при этом не освободится.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 15.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики