Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Нафтогазу» нужны не скидки, а срыв поставок российского газа в Европу

«Нафтогазу» нужны не скидки, а срыв поставок российского газа в Европу

В Фонде национальной энергетической безопасности рассказали НСН, почему «Нафтогаз» пытается во чтобы то ни стало отказаться от российского газа даже в ущерб своей стране.

Россия готова снизить цену на газ для Украины на 25 процентов, заявил президент России Владимир Путин. Однако такой вариант возможен при прямых поставках, сообщает ТАСС. «Мы готовы работать с Украиной и по транзиту нашего газа в Европу, и по поставкам в саму Украину. Причем по ценам ниже тех, по которым Украина получает российский же газ, но как бы по реверсу со стороны Европы», - уточнил президент.

Соглашение о транзите российского газа в Европу через территорию Украины действует до конца нынешнего года. Для возобновления контракта российская сторона предлагает Киеву отказаться от судебных претензий, но Украина продолжает добиваться наказания «Газпрома» в международном суде.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в эфире НСН заявил, что скидка для украинской стороны, предложенная президентом России, не ущемляет финансовых интересов «Газпрома».

«История со скидкой в 25% не очень напряжённая для нас. Украина сейчас покупает российский газ у европейских посредников с надбавкой. А продажа газа напрямую, по нынешней цене для европейцев, как раз и будет составлять реальное снижение газа для украинцев», - объяснил Юшков.

«Нафтогаз» не собирается подписывать соглашения с «Газпромом», более того пытается всячески сорвать поставки российского газа в Европу, отметил собеседник НСН.

«Хотя украинские власти, в отличие от «Нафтогаза», занимают конструктивную позицию и понимают, что без транзита не будет и реверса российского газа из Европы. Соответственно, Украина недополучит 30% потребляемого газа», - уточнил эксперт.

«Газпрому» будет сложнее без украинского транзита обеспечить поставки в Европу, но контракт он свой всё равно исполнит, полагает Юшков.

«"Турецкий поток" и "Северный поток 2" должны были дать суммарно Европе 86,5 млрд кубов газа – ровно столько мы в прошлом году закачали через Украину. Без транзита будет другая схема. "Газпром" уже закачал в европейские хранилища впервые в истории очень много газа – они заполнены на 100%. Ещё газ он будет присылать по всем другим газопроводам и, если потребуется, закупать для европейцев в счёт своих контрактов. СПГ. Надо продержаться до марта, а к июлю 2020 будет достроены "Турецкий поток" и "Северный поток 2" и надобность в Украине вообще отпадёт», - прояснил ситуацию эксперт.

В случае недопоставки газа «Газпрому» будут выставлены финансовые претензии, но их сумму назвать сейчас невозможно – санкции зависят от суммы в конкретных контрактах, которые составляют коммерческую тайну.

«Нафтогаз» в противостоянии с «Газпромом» преследует свой «проамериканский» интерес, пояснил Юшков.

«Эта украинская компания связана с американскими политиками. США выиграют от срыва поставок российского газа в Европу. Из-за паники в этом случае возрастут цены, может освободиться место, которое быстро займут американцы со своим СПГ. И всячески будут навязывать Европе мнение, что Россия ненадёжный поставщик», - отметил эксперт.

Ранее экс-министр экономики Украины, президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой заявил НСН, что сегодня в вопросе обеспечения газом Украина чувствует себя достаточно уверенно.

«Украина теперь в дискуссии имеет твердую позицию, на ее стороне Европа, и, кроме того, «Газпром» обязан выплатить определенные суммы по решениям суда. То есть, в этом сегодняшнем споре «Газпром» уязвимее - Украина спокойнее. Закачан газ для Европы. Но часть этого газа – это резерв. Если Украина не будет иметь источников газа, как это уже было, можно будет часть российского газа через Словакию и Венгрию переправлять на Украину», - отметил собеседник НСН.

Источник: НСН, 15.11.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики