Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мирный атом обрел финансовую перспективу

Мирный атом обрел финансовую перспективу

Она предусматривает инвестиции в объеме 128 млрд рублей, из которых более 110 млрд предоставит бюджет

Правительство утвердило федеральную целевую программу (ФЦП) «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010–2015 годов и на перспективу до 2020 года». Она предусматривает инвестиции в объеме 128 млрд рублей, из которых более 110 млрд предоставит бюджет. Особую надежду «Росатома» при реализации программы составляют планы по запуску реактора на быстрых нейтронах, которые станут будущим российской энергетики.

В их перспективности традиционно сомневаются только экологи, которые в качестве альтернативы предлагают на все деньги построить ветряные двигатели.

Энерготехнологии нового поколения была утверждены без изменений. Стоит заметить, что судьба программы не была простой. Она была готова к 2008 году, но утверждение ФЦП пришлось на момент кризиса.

Тем не менее, как пояснил глава «Росатома» Сергей Кириенко, общий объем финансирования программы до 2020 года утвержден в ранее запланированном объеме — 128 млрд рублей, из них более 110 млрд — средства госбюджета. Остальные средства, как планировалось ранее, должны доложить частные инвесторы.

По словам Сергея Кириенко, в 2010 году на ФЦП будет направлено 3,17 млрд рублей. «Этот объем как по 2010 году, так и по всей программе согласован с Минфином», — подтвердил глава Росатома.

В каком объеме будет финансироваться программа последующие годы, пока остается под вопросом. Ранее сообщалось о том, что Минфин настаивает снизить объем финансирования. Финансирование программы предполагает в 2011-м 6,3 млрд, в 2012 году — более 12 млрд рублей.

Однако Министерство финансов считает эти расходы чрезмерными. В свою очередь Кириенко сообщил, что правительство поручило «Росатому» и Минфину согласовать источники финансирования по 2011–2012 годам.

Атомные планы

У правительства большие планы, связанные с развитием атомной энергетики. Сегодня на 10 российских атомных электростанциях вырабатывается 16% всей вырабатываемой энергии в стране, а в перспективе процентную долю атомной энергии планируется довести до 25%.

Премьер-министр Владимир Путин в ходе «прямой линии» общения с россиянами в декабре прошлого года напомнил, что в советские годы было построено 35- 38 энергоблоков, а сейчас правительство планирует в ближайшие 10 лет возвести в общей сложности еще 30–32 энергоблока.

«Это колоссальные средства, и они у „Росатома“ есть, — сказал Путин. — Вопрос в конкурентоспособности вашей продукции, вопрос в цене, в других составляющих».

Надежная устойчивость

То, что финансовое положение «Росатома» вселяет оптимизм, подтвердил в четверг и Сергей Кириенко. «На 37% консолидированные доходы госкорпорации больше (чем в 2008 году) — 518 млрд рублей, что в кризисный год очень хороший показатель», — заявил он.

При этом, по словам Кириенко, они делают все, чтобы оптимизировать свои расходы: рост производительности труда составил 12,5%, а управленческий персонал к концу года сокращен на 30%.

Нашлось чем похвалиться у главы «Росатома» и по наиболее интересующей теме — безопасности объектов.

«В 2009 году корпорация выдала 163,27 млрд кВт-ч электроэнергии. При этом коэффициент использования установленной мощности впервые за всю историю составил более 80%. За прошедший год не было ни одного отклонения при выработке электроэнергии, которое затрагивало бы такой показатель, как безопасность. Все наши отклонения — это ноль по международной шкале или вне шкалы, что не имеет никакого значения для безопасности», — успокоил Сергей Кириенко.

В будущем большие надежды (в том числе по повышению надежности) связаны с запуском ядерного реактора БН-800, который работает на быстрых нейтронах. Сделано это будет не позднее 2014 года.

«Таким образом, к 2012 году у нас будет опытная загрузка, а к 2014 году — выход на производство вместе с запуском завода по производству МОКС-топлива. Реакторы такого типа станут будущим атомной энергетики России»», — пообещал глава «Росатома».

О пользе ветряных двигателей

Экологи оптимизма атомщиков не разделяют. По словам руководителя энергетической программы «Гринпис России» Владимира Чупрова, даже если планы Кириенко осуществятся и реакторы на быстрых нейтронах будут построены, это даст не более 5% энергопотребления в стране.

«Сейчас из 1 млрд тонн условного топлива в год атомная энергетика дает около 40 млн тонн. Это 31 реактор по стране. С реализацией ФЦП это количество увеличится где-то на 30 млн тонн за счет новых мощностей, но при этом сократится более чем на 10 млн за счет вывода устаревших блоков, например Ленинградской АЭС», — пояснил Чупров.

Реакторы на быстрых нейтронах Чупров считает в два-три раза более опасными, чем традиционные тепловые. «Европейские страны из-за сложности управления реактором на плутонии отказались от подобных проектов.

Их эксплуатация требует не только в 10 раз более точного управления, но и сопровождается серьезным загрязнением окрестностей», — подчеркнул Чупров.

И предложил в качестве альтернативы ФЦП за 120 млрд рублей построить ветряные двигатели, производящие в сумме 3–4 гигаватта электроэнергии. По его словам, атомные станции, построенные за эти же деньги, будут производить вдвое меньше.

Окупятся ли вложения в атомную энергетику?

Валентин Иванов, главный научный сотрудник Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН, бывший первый замминистра по атомной энергии

Сложно говорить об окупаемости, ведь данная программа направлена на поиск нового поколения атомной энергетики. Сегодняшняя энергетика может просуществовать максимум еще 100 лет, потому что уран заканчивается, а добывание его из морской воды и так далее — это экзотика.

Однако когда мы говорим о том, что нужно сделать замкнутый топливный цикл, то есть быстрые реакторы и топливный цикл к ним, то это означает уже тысячелетие ресурсов (так как в процесс вовлекается уран-238, который сейчас не используется, но которого очень много накоплено как у нас, так и во всем мире).

Правда, для того, чтобы это дело стало настоящим, следующим поколениям, естественно, нужны стоящие научно-технические решения: здесь и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, и очень большие конструкторские разработки. По- тому что то, что во времена СССР шло плановым порядком, понятное дело, в последние годы было остановлено.

Получается принципиальный момент: или мы движемся к новому поколению реакторов на атомной энергии, или про это надо вообще забыть.

А сегодняшняя программа, безусловно, даст толчок именно научно-технической части отрасли. Конечно, она нужна, хотя у меня и были замечания (в частности, в нужной мере не учтены работы по обращению с радиоактивными отходами).

Евгений Федоров, председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству (фракция «Единая Россия»), бывший замминистра по атомной энергии

Государственные вложения не окупятся никогда, но они приведут к тому, что энергетика перейдет на новый уровень, что снизит тарифы и расходы на электроэнергию. В этом плане мы говорим о значительном скачке и поддержке российского бизнеса. По сути, это инфраструктурные вложения, хотя и производятся они через технологию.

Можно сравнить эти инвестиции со строительством дорог. Поскольку мы еще не создали инфраструктуру инновационного развития, то есть рынок технологий и так далее, то расходы на этот счет замещает государство. Конечно, оно всегда является менее эффективным, чем рыночный хозяин. Но так как у нас рыночных хозяев, повторюсь, нет, то государственные средства здесь необходимы (точно так же, как государство создало, например, Российскую корпорацию нанотехнологий).

Константин Симонов, руководитель Фонда национальной энергетической безопасности

С одной стороны, атомная энергетика — это некое преимущество, доставшееся нам в наследство от Советского Союза. Так что естественно его использовать, а потому и рост генерации электроэнергии из атомных станций логичен. Тем более что перед атомной промышленностью стоят весьма серьезные инновационные задачи (переход на реакторы с быстрыми нейтронами и так далее). С другой стороны, я бы аккуратно относился к масштабным планам по строительству огромного числа новых энергоблоков, потому что программа выглядит слишком амбициозно и во многом малореалистично.

Вопрос здесь заключается даже не в деньгах: для решения подобных вопросов нужно множество людей, техники и квалифицированных специалистов, которых у нас попросту нет. Мы чисто физиологически не можем строить сегодня быстрее, чем при СССР. Кроме того, нужно учитывать и запасы урана, по которому мы не выглядим мировыми лидерами (в отличие от газа).

Поэтому в итоге я думаю, что атомная энергетика должна развиваться, однако едва ли потребуются такие инвестиции, о которых идет речь.

Булат Нигматулин, первый замгендиректора Института проблем естественных монополий, бывший замминистра по атомной энергии

Если говорить об инвестициях в новые проекты в атомной энергетике и промышленности, то есть об инвестициях в мозги, в установки, в технологические центры, то, конечно, они нужны. Потому что необходимо поднять то, куда не инвестировали многие годы. Здесь $300–400 млн

в год — это заметные деньги. Вопрос в другом: в том, о каких проектах идет речь. Сегодня там были натриевые быстрые реакторы и так далее, а это, на мой взгляд, неверно. Потому что мы не знаем, какие будут быстрые реакторы через 15–20 лет, и нужны ли они будут вообще. В частности, для России они не нужны, так как у нас есть более дешевые зоны производства электроэнергии и тепла. А при энергоэффективности, которую мы обсуждаем, прироста потребления не будет. Так что нужна в основном модернизация и реконструкция вместо строительства дорогостоящих новых блоков. При этом с точки зрения сохранения теоретических знаний и приобретения новых не стоило сразу проекты рисовать, я бы все обозначил более расплывчато. Тем более что нам нужно улучшать проекты водяных реакторов, тепловых реакторов и так далее. Необходима более широкая палитра, чтобы шла наработка новых знаний в данном направлении. Кроме того, нужно очень серьезно смотреть на мировой опыт, потому что мы мало участвуем в международных проектах. Сегодня нам никак нельзя идти своим путем, мы уже живем не в СССР.

Авторы: Марина Соколовская, Ксения Батанова, Денис Тельманов, Алексей Смирнов

Источник: Gzt.ru, 22.01.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики