Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цена на российский газ для Белоруссии учитывает "фактор союзника"

Цена на российский газ для Белоруссии учитывает "фактор союзника"

В настоящее время Белоруссия получает российский газ по 127 долларов за тысячу кубических метров, что далеко не общемировой уровень цен, в них уже включен «фактор союзника», отмечает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Цена на газ для Белоруссии

Белоруссия рассчитывает, что Россия пойдет навстречу в вопросе снижения в 2020 году цены на газ. Как заявил заместитель премьер-министра Белоруссии Игорь Ляшенко, белорусская сторона уже внесла российским партнерам свои предложения по вопросу формирования цены на газ, но пока подтверждения о снижении цены нет. В Минске обращают внимание на многоуровневые переговоры, но при этом рассчитывают увидеть равные с Россией цены в течение двух лет.

«Россия давно дала понять, что не намерена снабжать своих соседей, в том числе Беларусь, энергоресурсами по внутрироссийским ценам. Аналогичная ситуация у нас наблюдается по нефти, поэтому по газу вряд ли стоит ждать исключения. Подобные шаги с российской стороны вполне оправданы, так как текущая цена в 127 долларов за тысячу кубометров представляет собой далеко не общемировой уровень цен, в них уже включен «фактор союзника».

Минск для нас важный союзник, мы поддерживаем близкие отношения, но общая стратегия у нас давно выработана. Предыдущая помощь за счет льготных цен на энергоресурсы оказывалась не столь эффективной, как хотелось этого России, ответных действий со стороны Минска в реальности оказалось не так много.

Попытка Белоруссии получить дополнительные скидки на газ, вероятно, связана со снижением цен на внешних рынках – в Минске рассчитывают сохранить разницу в цене с европейскими покупателями. Но вряд ли Россия сейчас пойдет на уступки, потому что цена и без того низкая», - предполагает собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Минск и раньше пытался подкорректировать формулу цены на газ в свою пользу, сравнивая ее с внутрироссийскими ценами. В республике настаивают, что цена для Белоруссии должна соответствовать цене газа в Смоленской области РФ, но эксперты находят такую цену невозможно в принципе.

Единый рынок газа ЕАЭС

Как объяснил нам ранее директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетически исследований РАН Вячеслав Кулагин, на внутреннем рынке при подходе к границам России тарифы субсидируются, так как текущие цены зачастую даже не покрывают затраты на транспортировку газа.

В приграничных районах РФ, в том числе в Смоленской области, идет региональная поддержка за счет внутреннего регулирования, и распространять эту поддержку на Белоруссию никто не собирается. При этом единый рынок газа ЕАЭС, согласно текущей концепции и проекту программы, не затрагивает внутреннего рынка газа, он касается только межгосударственной торговли. Участники Евразийского союза намерены договориться о формировании цены до 2025 года, когда должны будут заработать единые рынки газа и нефти в Евразийском экономическом союзе.

«Речь идет про единый рынок энергоресурсов, в том числе нефти и нефтепродуктов, газа, а также электроэнергии. Предполагается, что будут выстроены единые цены на все энергоресурсы плюс транспортировка. Хотя пока продвижение и реализация программы единого энергетического рынка ЕАЭС идет с большим скрипом. Далеко не факт, что к 2025 система заработает.

Россия не спешит снижать цену для Минска и для нефти, так как руководствуется своими экономическими интересами, осознавая риски заваливания дешевыми нефтепродуктами. Но Белоруссия продолжает попытки использовать в свою пользу союзническую составляющую и процессы формирования единого рынка ЕАЭС.

России бы хотелось увидеть встречное движение, чтобы понимать преимущества от продажи энергоресурсов республике по льготным ценам. Скорее всего, ожидаются тяжелые переговоры, но здесь нет ничего неожиданного, все это мы проходили много раз», - добавляет Александр Перов.

Белоруссия получает газ из РФ по самому льготному варианту, который можно сравнить только с поставками в Армению. Все остальные страны и коммерческие компании покупают газ в России по существенно более высокой цене. При этом льготный механизм для Минска был согласован еще тогда, когда «Газпром» купил газотранспортную систему Белоруссии.

Цена по нему считается простым и прозрачным образом - берется стоимость газа на Ямале, и к нему прибавляется стоимость доставки до Белоруссии. В итоге Белоруссия получает газ по цене, которая сопоставима с некоторыми российскими регионами, например, для Калининградской области.

Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 17.11.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики