Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цена на российский газ для Белоруссии учитывает "фактор союзника"

Цена на российский газ для Белоруссии учитывает "фактор союзника"

В настоящее время Белоруссия получает российский газ по 127 долларов за тысячу кубических метров, что далеко не общемировой уровень цен, в них уже включен «фактор союзника», отмечает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Цена на газ для Белоруссии

Белоруссия рассчитывает, что Россия пойдет навстречу в вопросе снижения в 2020 году цены на газ. Как заявил заместитель премьер-министра Белоруссии Игорь Ляшенко, белорусская сторона уже внесла российским партнерам свои предложения по вопросу формирования цены на газ, но пока подтверждения о снижении цены нет. В Минске обращают внимание на многоуровневые переговоры, но при этом рассчитывают увидеть равные с Россией цены в течение двух лет.

«Россия давно дала понять, что не намерена снабжать своих соседей, в том числе Беларусь, энергоресурсами по внутрироссийским ценам. Аналогичная ситуация у нас наблюдается по нефти, поэтому по газу вряд ли стоит ждать исключения. Подобные шаги с российской стороны вполне оправданы, так как текущая цена в 127 долларов за тысячу кубометров представляет собой далеко не общемировой уровень цен, в них уже включен «фактор союзника».

Минск для нас важный союзник, мы поддерживаем близкие отношения, но общая стратегия у нас давно выработана. Предыдущая помощь за счет льготных цен на энергоресурсы оказывалась не столь эффективной, как хотелось этого России, ответных действий со стороны Минска в реальности оказалось не так много.

Попытка Белоруссии получить дополнительные скидки на газ, вероятно, связана со снижением цен на внешних рынках – в Минске рассчитывают сохранить разницу в цене с европейскими покупателями. Но вряд ли Россия сейчас пойдет на уступки, потому что цена и без того низкая», - предполагает собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Минск и раньше пытался подкорректировать формулу цены на газ в свою пользу, сравнивая ее с внутрироссийскими ценами. В республике настаивают, что цена для Белоруссии должна соответствовать цене газа в Смоленской области РФ, но эксперты находят такую цену невозможно в принципе.

Единый рынок газа ЕАЭС

Как объяснил нам ранее директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетически исследований РАН Вячеслав Кулагин, на внутреннем рынке при подходе к границам России тарифы субсидируются, так как текущие цены зачастую даже не покрывают затраты на транспортировку газа.

В приграничных районах РФ, в том числе в Смоленской области, идет региональная поддержка за счет внутреннего регулирования, и распространять эту поддержку на Белоруссию никто не собирается. При этом единый рынок газа ЕАЭС, согласно текущей концепции и проекту программы, не затрагивает внутреннего рынка газа, он касается только межгосударственной торговли. Участники Евразийского союза намерены договориться о формировании цены до 2025 года, когда должны будут заработать единые рынки газа и нефти в Евразийском экономическом союзе.

«Речь идет про единый рынок энергоресурсов, в том числе нефти и нефтепродуктов, газа, а также электроэнергии. Предполагается, что будут выстроены единые цены на все энергоресурсы плюс транспортировка. Хотя пока продвижение и реализация программы единого энергетического рынка ЕАЭС идет с большим скрипом. Далеко не факт, что к 2025 система заработает.

Россия не спешит снижать цену для Минска и для нефти, так как руководствуется своими экономическими интересами, осознавая риски заваливания дешевыми нефтепродуктами. Но Белоруссия продолжает попытки использовать в свою пользу союзническую составляющую и процессы формирования единого рынка ЕАЭС.

России бы хотелось увидеть встречное движение, чтобы понимать преимущества от продажи энергоресурсов республике по льготным ценам. Скорее всего, ожидаются тяжелые переговоры, но здесь нет ничего неожиданного, все это мы проходили много раз», - добавляет Александр Перов.

Белоруссия получает газ из РФ по самому льготному варианту, который можно сравнить только с поставками в Армению. Все остальные страны и коммерческие компании покупают газ в России по существенно более высокой цене. При этом льготный механизм для Минска был согласован еще тогда, когда «Газпром» купил газотранспортную систему Белоруссии.

Цена по нему считается простым и прозрачным образом - берется стоимость газа на Ямале, и к нему прибавляется стоимость доставки до Белоруссии. В итоге Белоруссия получает газ по цене, которая сопоставима с некоторыми российскими регионами, например, для Калининградской области.

Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 17.11.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики