Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовое противостояние в последние дни обострилось публичными заявлениями Киева

Газовое противостояние в последние дни обострилось публичными заявлениями Киева

Украинские власти вынужденно создают независимого от «Нафтогаза» оператора своей ГТС. Но создается он с трудом, и юрлица, с которым можно было бы договариваться о транзите, пока нет

Позиция «Нафтогаза» напоминает бессмертный монолог про больших раков и поменьше. Киев хочет, чтобы мы продавали ему газ на четверть дешевле, чем в Европе. Потому что, когда они покупают газ реверсом из Евросоюза, то они получают от «Газпрома» деньги за транзит. Ну, то есть топливо по украинской трубе идет в ЕС, Москва за это платит Киеву, поэтому он вроде не в накладе. Это 3 млрд долларов в год. А вот если «Газпром» будет поставлять Украине газ напрямую, то раки в виде транзита будут поменьше, но тогда «Нафтогаз» хочет, чтобы и цена была ниже.

Правда, все это не очень согласуется с тем, что на самом деле никакого реверса нет, Украина получает газ из России, он только по бумажным контрактам считается реверсным. Иначе, если бы газ шел обратно по трубе, это было бы, как выразился Путин, «сапогами всмятку». Этот клубок можно размотать и так, что Украина в итоге вовсе останется без транзита. И тогда, как бы ни странно это выглядело, в выигрыше останется «Нафтогаз», замечает ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Чем дороже газ импортный для «Нафтогаза», тем выгоднее, по сути, становится его бизнес, потому что он повышает стоимость газа на внутреннем рынке в соответствии с ценой импорта. А две трети поставляемого газа на внутренний рынок «Нафтогаз» добывает сам. И у них себестоимость добычи явно ниже, чем цена импортного газа. То есть явно уж не 200 долларов за тысячу кубов, а в разы меньше. А продают они на внутреннем рынке весь газ — и импортный, и тот, что сами добыли — по цене импортного. То есть у них такая система теперь уже сложилась. И получается, что чем дороже будет импортный газ, тем больше рентабельность продажи своего собственного».

«Нафтогазу» противостоят непосредственно власти Украины. Они-то как раз заинтересованы, чтобы сохранился транзит и транзитные деньги, чтобы «Газпром» предоставил скидку. Но для этого надо забрать у «Нафтогаза» власть над трубой, чему госкорпорация отчаянно сопротивляется. Потому что если создать отдельную компанию, которая будет заведовать украинской ГТС, то «Газпром», возможно, сумеет договориться с ней напрямую. И Киев сейчас как никогда к этому близок. Владимир Зеленский подписал закон, выделяющий из «Нафтогаза» независимого оператора газотранспортной системы.

Это для России хорошо. Но, как и в случае с раками, — мало. У нас условие, от которого мы не можем отказаться: обнуление судебных претензий. Мы не собираемся платить Украине по очень странному решению Стокгольмского суда 2,5 млрд долларов. А для Киева это решение — грандиозная «победа украинского народа». И там от нее тоже отказаться не могут.

Остается еще один вариант. Ждать, пока не будет построен «Северный поток — 2», который заберет у Киева большую часть транзитного потока газа. Продолжает доцент кафедры экономической теории РЭУ имени Г. В. Плеханова Олег Чередниченко:

«Если мы затянем эти переговоры в течение ближайших двух месяцев, а в течение этих ближайших двух месяцев будет прорыв — я имею в виду прорыв с точки зрения сроков запуска «Северного потока — 2», то в таком случае мы сможем давить, в хорошем смысле давить, на украинскую сторону с точки зрения снижения дисконта. И, на мой взгляд, это вполне реальная картина».

Мы готовы сохранить часть транзита газа по территории Украины. И Евросоюз тоже про это много раз говорил. Но пока у Киева есть решение Стокгольма, то этот газ можно теоретически арестовать. Потому что пока он не достиг границ Украины и Европы, это топливо хоть и законтрактовано, но считается нашим. А, значит, Украина может потребовать забрать его себе в счет долга, который признал Европейский суд. Правда, Европе это очень не понравится, но шансы такие есть.

Так что, наверное, более-менее приемлемым вариантом было бы хотя бы временно сохранить транзит, прописав, что Украина не будет предъявлять претензии на наш газ. Конечно, идеальнее всего было бы перенести точку продажи российского газа на нашу границу с Украиной. Но этого отчаянно не хочет Европа. Потому что тогда по Украине пойдет не российский, а уже европейский газ. И если что, придется разбираться с Киевом. И тогда уже перед европейцами встанет вопрос, а не построить ли им за свой счет какой-нибудь «Северный поток — 3». Заодно признать очевидное. Пусть у «Газпрома» монопольное положение поставщика. Но и у Украины пока монопольное положение транзитера.

Источник: BFM.RU, 15.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики