Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > НОВАТЭК собирает ресурсы под СПГ-проекты

НОВАТЭК собирает ресурсы под СПГ-проекты

Компания просит отдать ей Северо-Гыданский участок

НОВАТЭК рассчитывает в ближайшее время получить еще один актив на Гыдане — малоизученный Северо-Гыданский участок. По данным “Ъ”, соответствующее письмо основной владелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон написал президенту Владимиру Путину, а тот поручил Минприроды рассмотреть проведение аукциона, в котором сможет участвовать только НОВАТЭК. Северо-Гыданский участок должен стать частью ресурсной базы четвертого крупного СПГ-проекта НОВАТЭКа в регионе, реализацию которого компания намечает на период после 2030 года.

Как стало известно “Ъ”, глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон 5 ноября направил письмо президенту Владимиру Путину, в котором попросил поручить Минприроды снять временные ограничения лицензирования с Северо-Гыданского участка и провести по нему аукцион, включив в его условия обязательное использование запасов участка для производства сжиженного газа. При таком варианте НОВАТЭК становится фактически единственным претендентом на этот лот. Владимир Путин просьбу главы НОВАТЭКа поддержал и дал соответствующее распоряжение Минприроды. Там ситуацию комментировать не стали. В НОВАТЭКе не предоставили комментарий.

Северо-Гыданский участок является одним из десяти, которые Минприроды в 2016 году по просьбе НОВАТЭКа «зарезирвировало» под планы компании по созданию СПГ-кластера на Ямале и Гыдане. Из этого списка производитель уже получил лицензии на Штормовое, Гыданское, Западно-Сеяхинское, Верхнетиутейское и Солетско-Ханавейское месторождения. По распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева торги еще по одному — Бухаринскому участку в ЯНАО (запасы по Д0 — почти 980 млрд кубометров) — Роснедра должны провести до конца года со стартовым платежом в 2,1 млрд руб. Помимо него в резерве пока остаются Восточно-Явайский, Мамонтовский, Северо-Гыданский и Ярачойтский участки. Вместе с Бухаринской площадью их суммарный газовый потенциал по С3+D — 2,9 трлн кубометров.

Для какого именно проекта Северо-Гыданский участок станет ресурсной базой, Леонид Михельсон в своем письме не уточняет.

Тем не менее, учитывая расположение участка в непосредственной близости от уже имеющегося у НОВАТЭКа Гыданского участка, газ Северо-Гыданского участка, видимо, будет использован для четвертого СПГ-проекта компании. Первый — «Ямал СПГ» — уже запущен, второй («Арктик СПГ-2») планируется запустить в 2023 году на базе Утреннего месторождения на Гыдане. Наконец, в этом году Леонид Михельсон говорил, что ресурсной базой третьего крупного проекта («Арктик СПГ-1»), который НОВАТЭК планирует реализовать во второй половине 2020-х годов, станет Геофизическое месторождение и Трехбугорный участок.

В письме президенту господин Михельсон также упоминает, что Северо-Гыданский участок нужен для реализации СПГ-проектов за горизонтом 2030 года. Глава НОВАТЭКа отмечает, что ресурсная база для подобных проектов в виде разведанных запасов еще не сформирована, напоминая, что компания в 2019–2025 годах собирается вложить в геологоразведку 120 млрд руб. В презентации стратегии НОВАТЭКа запасы Гыданского участка считались достаточными для создания СПГ-завода мощностью 12,2 млн тонн в год.

Замглавы ФНЭБ Алексей Гривач отмечает, что, ускоряя процесс получения лицензий на месторождения Гыдана, НОВАТЭК ограждает их от претензий со стороны других игроков (на них могут теоретически претендовать «Газпром» и «Роснефть»). «Сейчас главная задача компании — получить лицензию, а сроки разработки можно будет адаптировать к коммерческим реалиям»,— говорит он. Руководитель рабочей группы по ценообразованию и рынкам при Минэнерго Вячеслав Мищенко уверен, что даже если компания получит все зарезервированные для нее участки, то у нее не возникнет проблем с финансированием масштабной геологоразведки и параллельного строительства новых СПГ-заводов, учитывая наличие значительного денежного потока от уже работающего производства СПГ. При этом, говорит эксперт, предоставленные НОВАТЭКу налоговые льготы существенно улучшают экономику запланированных компанией проектов.

Автор: Ольга Мордюшенко

Источник: Коммерсантъ, 19.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики