Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕК рекомендует Киеву заключить прямой контракт с «Газпромом»

ЕК рекомендует Киеву заключить прямой контракт с «Газпромом»

 

Об этом сообщает ТАСС, однако «Нафтогаз» опровергает эту информацию

Еврокомиссия рекомендовала Украине заключить с Россией контракт на прямые поставки газа в объеме 15 млрд кубометров в год. Об этом во вторник сообщает агентство ТАСС со ссылкой на европейский источник, близкий к трехсторонним переговорам по газу.По данным агентства, ЕК указывает на сокращение издержке, к которому приведет заключение прямого контракта, так как сейчас Украина закупает газ по реверсу из Европы.

Но главное, по словам источника ТАСС, что прямые закупки повысят заинтересованность России в использовании украинского газотранспортной системы для транзита газа в ЕС. Кроме того, контракт на прямые поставки должен снизить напряженность в вопросе газовых тарифов, так как дополнительные затраты на закупку реверсного газа Украина пытается компенсировать именно ростом тарифа на транзит.

«Нафтогаз», впрочем, информацию ТАСС опроверг. Как говорится на странице компании в соцсети «Фейсбук», Еврокомиссия рекомендовала «Газпрому» заключить долгосрочный контракт на транзит «значительных» объемов газа с новым оператором украинской ГТС по европейским правилам. «Нафтогаз» отмечает, что российские государственные СМИ пытаются убедить, что ЕС поддерживает стремление России получить контракт с помощью политического давления.

Украина полностью отказалась от прямых поставок газа из РФ в конце 2015 года. При этом уже в 2016 году Петр Порошенко, занимавший на тот момент пост президента Украины, признавал, что закупки по реверсу обходятся Киеву значительно дороже (на 30%) прямых поставок от «Газпрома». Однако такой, по словам Порошенко, была цена независимости.
В 2019 году Россия предложила Украине возобновить прямые поставки, причем пообещала предоставить скидку в 20-25% (по сравнению с ценой реверса, – НГВ). Российская сторона указала, что решения вопроса о прямых поставках напрямую связано с транзитом, так как они будут влиять на режим работы украинской ГТС. Украина в ответ заявила, что скидка в 20-25% в действительности таковой не является. По словам исполнительного директора «Нафтогаза» Юрия Витренко, такой цена и должна быть сама по себе, так как в ней не учитываются расходы на транспортировку в ЕС.

«Это нормальная цена, причем следствием которой может быть снижение доходов Украины от транзита. Поэтому скидку справедливо считать по отношению к уровню "цена на немецком рынке минус стоимость транспортировки от границы России до Германии"», – пояснил Витренко, подчеркнув, что скидка не компенсирует $3 млрд, которые Украина потеряет, отказавшись от требований по предыдущему транзитному спору.

Отказ от претензий – еще одно условие, которое выставила Россия Украине. Ранее президент РФ Владимир Путин говорил, что заключение нового транзитного контракта возможно лишь при «нулевом варианте», то есть взаимном отказе от претензий. Это же условие содержится в письме, которое «Газпром» в понедельник направил «Нафтогазу».

«Логика пакетного решения предполагает, что договориться на саммите 9 декабря в Нормандском формате нужно обо всем сразу - Донбасс, транзит и поставки газа, и иные вопросы, – комментирует эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. – Насколько получится - отдельный вопрос. ЕС в целом и ЕК как институт заинтересованы в новом газовом контракте РФ и Украины для продолжения транзита. Поэтому ЕК ищет аргументы - в ЕК считают, что прямые поставки газа из России на Украину снизят уровень конфронтации между сторонами».

 

Но, отмечает Митрахович, совсем не факт, что самой России нужны прямые поставки газа на Украину. Ведь главное – проданные объемы и цены. По словам эксперта, времена, когда Россия боролась за Украинский рынок давно прошли, и хотя возобновление прямых поставок возможно, для РФ оно уже не является приоритетом.

Источник: Нефтегазовая вертикаль, 19.11.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики