Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Давай до свидания: как Польша решила стать энергонезависимой за счет "Газпрома"

Давай до свидания: как Польша решила стать энергонезависимой за счет "Газпрома"

 

После отказа от российского газа в 2022 году Польше для формирования системы "замещающих поставок" потребуются финансовые средства. При этом нужные для такого дела деньги Варшавы попытается отсудить у "Газпрома".

 

Польша активно работает над тем, чтобы полностью сформировать систему замещающих поставок до момента, когда газовый контракт с Россией перестанет действовать в 2022 году. Для этого Варшаве нужны деньги и "доноры", от которых она их может получить. Одним из них для Польши видится "Газпром". При условии, что ей удастся отсудить у РФ по миллиарду злотых в год, которые Польша якобы переплачивала за газ концерну, начиная с 2014 года, пишет Regnum.

Сообщается, что глава польского государственного нефтегазового концерна PGNiG Петр Вожняк ждет "ответного удара со стороны России, в том числе в связи с желанием не продлевать Ямальский контракт в конце 2022 года".

По мнению Вожняка, начало 2020 года уже будет "сложным", так как именно тогда истечет срок действия транзитного договора между Россией и Украиной.

Для формирования системы замещающих поставок Польше необходимы финансовые средства. На помощь Польше, казалось бы, мог прийти Евросоюз, однако здесь не все так гладко. Да, ЕС выделил средства на строительство газопровода Baltic Pipe, но на этом, судя по всему, щедрость Брюсселя и закончилась – накануне Европейский инвестиционный банк принял решение с 2021 года прекратить кредитовать проекты, связанные с газовой и угольной инфраструктурой. Именно поэтому Варшаве придется искать средства самой, найти которые она планирует, выиграв суд у "Газпрома".

По словам Вожняка, он ждет на рубеже 2019–2020 годов арбитражного решения по суду между PGNiG и российской компанией, рассчитывая получить компенсацию как с 2014 по 2019 год, так и скидку с 2019 по 2022 год.

"С 2014 года мы переплачиваем более миллиарда злотых в год за российский газ", – заявил он.

В прошлую пятницу, 15 ноября, польская государственная нефтегазовая компании PGNiG объявила о намерении не продлевать контракт с "Газпромом" после 2022 года, подав декларации о расторжении так называемого Ямальского контракта на покупку и продажу природного газа, заключенного 25 сентября 1996 года.

Известно, что Польша крайне рассчитывает на поставку СПГ из США, долгосрочные контракты с которыми Варшава подписала накануне.

Однако в беседе с Baltnews ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович выразил мнение, что подобным заявлением Польша добивается определенных выгод для себя в переговорах с Россией по газовому вопросу. По словам эксперта, на смену Ямальскому соглашению придет новый контракт, и, более того, сама Польша в этом заинтересована.

"Чем больше они заявляют, что они в российском газе не нуждаются, тем, соответственно, больше у них шансов в перспективе выторговать у России лучшие условия по контракту, который, вполне возможно, придет на смену тому контракту, который закончится в 2022 году. Да, они говорят, что не будут продлевать текущий контракт, но ведь есть вариант заключения нового контракта", – подчеркнул эксперт.

Покупка сжиженного газа у других стран, в частности США, может оказаться менее выгодной для Польши, чем условия поставки СПГ из России. Также пока неизвестно, что будет с газопроводом Baltic Pipe, на который так рассчитывает Польша. В связи с этим эксперт считает, что Польша может вернуться к покупкам газа у РФ после 2022 года,

Автор статьи в Regnum, сообщил, что помимо всего прочего, Польша может столкнуться и еще с одной проблемой – строящейся Baltic Pipe пересекается с газопроводом "Северный поток-2", который находится в состоянии высокой готовности. Варшаве еще предстоит провести переговоры с Москвой, и не исключено, что акционеры "Северного потока-2" решат проучить поляков и затянуть с согласованием. В связи с этим, Польша может получить большой дефицит газа в начале 2023 года.

Источник: Baltnews.ee, 19.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики