Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Давай до свидания: как Польша решила стать энергонезависимой за счет "Газпрома"

Давай до свидания: как Польша решила стать энергонезависимой за счет "Газпрома"

 

После отказа от российского газа в 2022 году Польше для формирования системы "замещающих поставок" потребуются финансовые средства. При этом нужные для такого дела деньги Варшавы попытается отсудить у "Газпрома".

 

Польша активно работает над тем, чтобы полностью сформировать систему замещающих поставок до момента, когда газовый контракт с Россией перестанет действовать в 2022 году. Для этого Варшаве нужны деньги и "доноры", от которых она их может получить. Одним из них для Польши видится "Газпром". При условии, что ей удастся отсудить у РФ по миллиарду злотых в год, которые Польша якобы переплачивала за газ концерну, начиная с 2014 года, пишет Regnum.

Сообщается, что глава польского государственного нефтегазового концерна PGNiG Петр Вожняк ждет "ответного удара со стороны России, в том числе в связи с желанием не продлевать Ямальский контракт в конце 2022 года".

По мнению Вожняка, начало 2020 года уже будет "сложным", так как именно тогда истечет срок действия транзитного договора между Россией и Украиной.

Для формирования системы замещающих поставок Польше необходимы финансовые средства. На помощь Польше, казалось бы, мог прийти Евросоюз, однако здесь не все так гладко. Да, ЕС выделил средства на строительство газопровода Baltic Pipe, но на этом, судя по всему, щедрость Брюсселя и закончилась – накануне Европейский инвестиционный банк принял решение с 2021 года прекратить кредитовать проекты, связанные с газовой и угольной инфраструктурой. Именно поэтому Варшаве придется искать средства самой, найти которые она планирует, выиграв суд у "Газпрома".

По словам Вожняка, он ждет на рубеже 2019–2020 годов арбитражного решения по суду между PGNiG и российской компанией, рассчитывая получить компенсацию как с 2014 по 2019 год, так и скидку с 2019 по 2022 год.

"С 2014 года мы переплачиваем более миллиарда злотых в год за российский газ", – заявил он.

В прошлую пятницу, 15 ноября, польская государственная нефтегазовая компании PGNiG объявила о намерении не продлевать контракт с "Газпромом" после 2022 года, подав декларации о расторжении так называемого Ямальского контракта на покупку и продажу природного газа, заключенного 25 сентября 1996 года.

Известно, что Польша крайне рассчитывает на поставку СПГ из США, долгосрочные контракты с которыми Варшава подписала накануне.

Однако в беседе с Baltnews ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович выразил мнение, что подобным заявлением Польша добивается определенных выгод для себя в переговорах с Россией по газовому вопросу. По словам эксперта, на смену Ямальскому соглашению придет новый контракт, и, более того, сама Польша в этом заинтересована.

"Чем больше они заявляют, что они в российском газе не нуждаются, тем, соответственно, больше у них шансов в перспективе выторговать у России лучшие условия по контракту, который, вполне возможно, придет на смену тому контракту, который закончится в 2022 году. Да, они говорят, что не будут продлевать текущий контракт, но ведь есть вариант заключения нового контракта", – подчеркнул эксперт.

Покупка сжиженного газа у других стран, в частности США, может оказаться менее выгодной для Польши, чем условия поставки СПГ из России. Также пока неизвестно, что будет с газопроводом Baltic Pipe, на который так рассчитывает Польша. В связи с этим эксперт считает, что Польша может вернуться к покупкам газа у РФ после 2022 года,

Автор статьи в Regnum, сообщил, что помимо всего прочего, Польша может столкнуться и еще с одной проблемой – строящейся Baltic Pipe пересекается с газопроводом "Северный поток-2", который находится в состоянии высокой готовности. Варшаве еще предстоит провести переговоры с Москвой, и не исключено, что акционеры "Северного потока-2" решат проучить поляков и затянуть с согласованием. В связи с этим, Польша может получить большой дефицит газа в начале 2023 года.

Источник: Baltnews.ee, 19.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики