Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Куда ведет коридор

Куда ведет коридор

Газ Каспия пока не будет конкурировать с российским

Пуск второй очереди "Трансанатолийского трубопровода" (TANAP) из Азербайджана до границы Турции с Грецией назначен на 30 ноября. Его продолжением станет "Трансадриатический трубопровод" (TAP). Он будет доставлять газ с шельфа Каспийского моря в Грецию, Албанию и Италию. Ввести его в эксплуатацию планируется в октябре 2020 года.

С момента анонсирования проекта "Южный газовый коридор", в который входят оба трубопровода, поставки азербайджанского газа в Европу воспринимаются как альтернатива потокам РФ. Ярким примером такого отношения было присутствие на открытии первой очереди TANAP в 2018 году тогдашнего президента Украины Петра Порошенко. Хотя Киеву от ввода в строй этого газопровода никаких преференций перепасть не могло. Разговоры о возможных поставках газа на Украину через Болгарию и Румынию едва ли можно было принять всерьез. Также TANAP как конкурента "Северного потока-2" упоминал президент США Дональд Трамп, предлагая Европе сосредоточиться на "Южном газовом коридоре" в ущерб российскому проекту на Балтике.

Мощность TANAP пока составляет всего 16 млрд куб. м газа в год, из которых 6 млрд куб. м предназначены Турции. К 2026 году планируется увеличить пропускную способность TANAP до 31 млрд куб. м, и только тогда он по этому показателю сравняется с российским "Турецким потоком". Мощность же TAP от границы Турции будет составлять в 2020 году всего 10 млрд куб. м с возможностью расширения до 20 млрд куб. м в будущем. Но когда это будет сделано, пока неизвестно. Для сравнения: экспорт российского трубопроводного газа в Европу, включая Турцию, составил в 2018 году больше 200 млрд куб. м. Вся потенциальная мощность TAP - меньше 10% поставок российского газа в Европу.
 
Но дело даже не в объемах, а в направлении. Азербайджанский газ, кроме Турции, будет поставляться в Грецию, Албанию и Италию. Можно предположить, что он даже немного потеснит наш экспорт. О большой доли говорить не приходится - совокупный объем импорта газа из РФ в эти страны почти 50 млрд куб. м в 2018 году. А вот вероятнее всего, запуск TANAP, а потом TAP ударит по СПГ, как более дорогому продукту. Турция и Италия по итогам 2018 года заняли почетные 2-е и 4-е места среди стран Старого Света по объемам экспорта сжиженного газа. Показательно, что закупали они его и у США, а вот СПГ из России сюда не привозился.

"В краткосрочной перспективе азербайджанский газ усилит конкуренцию на рынках в Юго-Восточной Европе, в том числе и для российского газа, и для поставщиков СПГ, - считает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. - Особенно учитывая общую конъюнктуру рынков газа в мире, где ввод новых экспортных мощностей существенно опережает рост спроса".

"Южный газовый коридор" ударит по СПГ, в том числе из США, как более дорогому продукту.

Еще один нюанс связан с положениями Третьего энергопакета ЕС, которые в этом случае работают в интересах российского экспорта голубого топлива. Согласно им "Газпром" может использовать 50% мощностей TAP. Еврокомиссия уже подтвердила это право. А это означает также, что любое расширение этого газопровода будет увеличивать потенциальные экспортные объемы "Газпрома", которые он сможет через него прокачивать в страны Южной Европы. В долгосрочной перспективе составить серьезную конкуренцию нашему газу, по крайней мере в Турции, может TANAP. На завершающем этапе, сроки которого пока не определены, запланировано расширение мощностей "Трансанатолийского газопровода" до 60 млрд куб. м. Для этого к проекту должен присоединиться Туркменистан. Но здесь Россия находится в выигрышном положении. Без ее согласия построить трубу по дну Каспийского моря, доставляющую туркменский газ в Азербайджан, нельзя. Основания те же, что были у Дании с "Северным потоком-2" - экологическая безопасность.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 20.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики