Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что будет с Украиной и Россией, если завтра российский газовый транзит остановится

Что будет с Украиной и Россией, если завтра российский газовый транзит остановится

Киев считает, что сможет пройти отопительный сезон без поставок и транзита российского газа и склонить «Газпром» подписать новый долгосрочный контракт на своих условиях. Подробно позиции сторон и аргументы Киева разбирались в статье «С какими козырями „Нафтогаз“ входит в новую газовую войну». Впрочем, для полноты картины необходимо рассмотреть негативные последствия варианта «нулевого транзита» для Украины и понять, на что рассчитывает «Газпром».

Три главных риска

Во-первых, Киев гарантированно потеряет валюту, которую Москва ежегодно платит за транзит. «Ежемесячно мы получали от транзита $200-250 млн долларов, и вот в январе будет фактически последняя проплата за декабрь 2019-го, но уже в феврале это прекратится. И правительство почувствует эффект сразу же», - подчеркивает исполнительный директор НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко. По расчётам его компании, в результате прекращения финансового потока в 2020 году страна получит рецессию 0,7% вместо роста ВВП в 3,3%.

Расчёты «Нафтогаза» (ukrinform.ru)

Во-вторых, без транзита украинская газотранспортная система (ГТС) будет вынуждена работать не в прямом (с востока на запад), а в реверсном режиме (с запада на восток). Дело в том, что сегодня российский газ, предназначенный для европейских потребителей (87 млрд м³ в 2018 году), входит в украинскую ГТС с востока и потребляется в Харькове, Мариуполе, Днепропетровске, Одессе, Киеве. Большая часть из этих внушительных объемов (Украине нужно 12-13 млрд м³ импорта в год) доходит до западной границы с ЕС. Дальше всё просто.

«Там существует кольцевой газопровод, Украина гоняет газ по этому газопроводу. Ну, грубо говоря, накручивает измерительный счётчик. „Газпром“ платит за транзит, который на самом деле не осуществлялся через территорию Украины, но при этом получается такая неплохая для Украины схема: она берёт газ на границе России и Украины, потребляет его, заставляет „Газпром“ заплатить транспортировку газа до Европы, а дальше говорит, что она потребляет европейский газ», - объясняет глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. «Если транзита через территорию Украины не будет, это означает, что газ границу России и Украины пересекать не будет и в восточные области Украины действительно придётся физически европейским условно газом отапливать. Брать этот газ в Словакии и тащить его через всю страну на Восток», - продолжает эксперт.

ГТС Украины (vestifinance.ru)

Если сама магистральная труба «разворот», скорее всего, выдержит (в таком режиме ГТС работала несколько дней в 2009 году), то сможет ли новый оператор ГТС поддерживать достаточное давление во всей системе во время отопительного сезона, это большой вопрос. «Киев не замерзнет, а вот юго-восточные регионы страны будут испытывать очень большие трудности, так как находятся дальше от ПХГ, которые расположены на западе», – подчёркивает эксперт ФНЭБ Игорь Юшков.

Здесь есть ещё один аспект. При низких температурах не так важно, сколько газа находится в ПХГ, как то, сколько физически оттуда можно достать в сутки плюс получить из других источников. Расчёты „Укртрансгаза“ показывают: «Максимум, что можно будет по реальному реверсу взять только со стороны Словакии, - объём примерно 27 млн м³ в сутки, что явно недостаточно. При средних морозах дефицит будет составлять от 30 до 50 млн м³ в сутки. Его надо будет откуда-то брать. То есть это с учётом уже хранилищ, с учётом добычи газа в самой Украине», - подчёркивает энергетический эксперт Валентин Землянский.

К тому же в ситуации, когда транзит через Украину действительно прекратится и в ЕС возникнет дефицит газа, свободного ресурса на европейских хабах окажется совсем мало. Если «где-нибудь там в Голландии кто-нибудь начнёт замерзать, то этот реверс не состоится вообще ни в каком объёме», - считает главред интернет-журнала Geoenergetics.ru Борис Марцинкевич.

Последний негативный аспект использования украинской ГТС задом наперёд — финансовый. С прекращением российского транзита «Нафтогазу» придётся нести финансовые затраты на транспортировку газа внутренним потребителям, которые в нынешней модели газового рынка будут на них же и переложены. «Я не исключаю, что там даже будет какая-то региональная дифференциация введена в зависимости от расстояния от западной границы», - говорит К. Симонов. Кроме того, остановка российского транзита приведёт к взлёту цены на хабах, а значит и «импортного паритета» к которому привязана цена газа для украинских потребителей.

Наконец, третий риск состоит в том, что остановить транзит и попробовать протянуть на накопленных в закромах запасах можно только одну зиму. Чем Киев собирается заполнять ПХГ на следующий отопительный сезон и как в среднесрочной перспективе поддерживать работу самой украинской ГТС, если «Газпром» всё-таки не удастся заставить подписать контракт на 10-15 лет, остаётся загадкой. Её даже нельзя на металлолом разобрать без полного отключения населения и промышленности от газоснабжения.

«Газпром» готовится заранее

Что касается Москвы, то главный её риск в случае прекращения транзита через Украину — это не выполнить свои контрактные обязательства перед европейскими потребителями, получить штрафные санкции и репутационный ущерб, как это было в 2006-м, а также 2009 году, когда «Газпром» потерял за две недели января свыше $2 млрд.

На сей раз российская сторона тщательно подготовилась к самому негативному сценарию. Помимо украинского маршрута, работает труба «Ямал-Европа», из РФ в Германию проложен газопровод Северный поток - 1 (СП-1), благодаря строительству интерконнекторов заметно усовершенствована система перетока газа между странами ЕС. Как показывает опыт, нынешние ограничения на использование мощностей сухопутного продолжения СП-1, трубопровода OPAL (50% заполненности) проблема вполне решаемая. Например, «когда в прошлый раз европейцы столкнулись с нехваткой газа, то решили провести „технические испытания“ первой нитки СП-1 — загрузили ее на полную мощность», — напоминает И. Юшков.

Правда, на СП-2 этой зимой рассчитывать не стоит. Даже если «вы построили трубу, дальше вы должны провести регламентные пусконаладочные работы. Она заполняется вначале азотом, потом заполняется собственно метаном, на это всё тоже уходит достаточно большое количество времени, это может занять там даже несколько месяцев. В этом плане давно известно, что 1 января СП-2 не заработает», - объясняет К. Симонов. Потому «Газпром» никогда не привязывал дату окончания его строительства к окончанию контракта с «Нафтогазом», на свои проектные мощности новый газопровод выйдет только к марту-апрелю.

Карта газопроводов Европы (wikipedia.org)

Немного другая ситуация с «Турецким потоком», который начнёт работу уже в январе, что позволит запустить Трансбалканский газопровод в реверсном режиме (Турция-Болгария-Румыния-Украина-Молдавия). Ответвление на Сербию, Республику Сербскую (Босния и Герцеговина), Венгрию, Словакию достроено не будет, что создаёт для «Газпрома» локальные риски. На этот случай заполненные под завязку «венгерские хранилища должны сыграть страховочную роль и сполна обеспечить газом сербскую экономику и население», - говорит замдиректора ФНЭБ по газовым проектам Алексей Гривач.

Аналогичным образом поступают и другие европейские страны. Европейские ПХГ впервые в истории уже заполнены на 100%, а местами и свыше проектной мощности. Ресурс принадлежит «Газпрому», его хранение оплачено наперёд, «если будут определённые перебои с транзитом, можно будет поднимать газ из хранилищ, собственно, они для этого и предназначены», объясняет К. Симонов.

Ещё один способ заместить украинский транзит — поставлять своим европейским клиентам газ, приобретённый на европейских хабах или на мировом рынке СПГ. К примеру, у компании НОВАТЭК. Технически это позволяют сделать хронически недозагруженные мощности европейских регазификационных терминалов. Вероятные убытки «Газпрома» от перепродажи «рыночного» газа (в условиях дефицита его стоимость на споте наверняка подскочит) по фиксированным ценам долгосрочных контрактов не идут ни в какое сравнение с неустойками в случае невыполнения контракта. Для закрытия дыр в газовом балансе ЕС «Газпром» уже подогнал к Калининградской области регазификационное судно «Маршал Василевский».

Единственный вопрос, который висел до недавнего времени в воздухе, — это обеспечение Молдавии, которая в обход Украины получить ресурс никак не сможет. Но в средине октября стало известно, что новый контракт предусматривает «возможность получения природного газа в любой точке доставки». То есть РФ сдаёт Молдове газ на границе с Украиной (скорее всего, южной), а дальше Кишинёв уже договаривается с Киевом о его транспортировке по территории Украины.

Автор: Николай Коринь

Источник: ИА Одна Родина, 22.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики