Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев предлагает Москве расплатиться газом

Киев предлагает Москве расплатиться газом

«Нафтогаз» предлагает оплатить $3 млрд прямыми поставками

Украинский «Нафтогаз» предлагает «Газпрому» оплатить около $3 млрд прямыми поставками топлива. Такое заявление сделал в понедельник исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко. Речь идет о сумме, которую в 2018 году присудил «Нафтогазу» Стокгольмский арбитраж в рамках транзитного спора ($2,56 млрд по решению суда плюс пени, – НГВ). «Газпром», впрочем, это решение обжаловал.

«Мы готовы конструктивно рассматривать предложения "Газпрома" по выполнению решений Стокгольмского арбитража и соответствующей мирового соглашения. На сегодняшний день по окончательным и обязательным для исполнения решениям Стокгольмского арбитража, которые определены в нашем контракте с "Газпромом" как механизм разрешения споров, "Газпром" должен заплатить "Нафтогазу" примерно 3 млрд долларов. Нас устраивают денежные средства, но если "Газпром" хочет оплатить этот долг поставками газа, мы готовы рассмотреть такое предложение», – написал Витренко на своей странице в соцсети «Фейсбук».

Ранее президент РФ Владимир Путин говорил, что заключение нового контракта на транспортировку российского газа через территорию Украины (срок действующего истекает с началом 2020 года, – НГВ) возможно лишь при нулевом варианте, то есть взаимном отказе сторон от всех судебных претензий. После этого «Газпром» направил «Нафтогазу» и украинскому Минэнерго письмо, в котором также изложил необходимые условия для заключения нового соглашения: взаимный отказ от претензий и прекращение судебных разбирательств между ПАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины» по контрактам на поставку и транзит российского газа, восстановление баланса коммерческих интересов сторон.
Кроме того, подчеркивал «Газпром», должно быть отменено решение Антимонопольного комитета Украины, который еще в 2016 году обвинил «Газпром» в злоупотреблении доминирующим положением на украинском рынке транзита газа и наложил штраф на сумму более $6 млрд.

Эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович считает, что Украина могла смягчить свою позицию из-за опасений, что риски прерывания транзита для Киева выше, чем для Москвы (с учетом приближающегося ввода в строй обходных газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток», а также возможности снабжать Европу газом путем поставок СПГ).

«Вариант платить деньгами для России очень сложен - поскольку тогда придется платить за недопрокачку газа и в 2018-19 гг. (еще одна претензия Украины, -- НГВ), общая сумма будет еще раза в полтора больше», – говорит эксперт.

Однако если оплата $3 млрд будет проведена как скидка при прямых поставках Россию теоретически может устроить: если будет частью пакетного соглашения наряду с транзитным контрактом и не будет предполагать долгосрочных обязательств.

«Слово "скидка" может прозвучать в российской версии прочтения потенциального компромисса. но может ничего и не получиться, тогда с 1 января начнется Третья газовая война», – предупреждает Митрахович.

Источник: Нефтегазовая вертикаль, 25.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики