Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Казахстан хочет подключиться к вероятной “Силе Сибири-2”

Казахстан хочет подключиться к вероятной “Силе Сибири-2”

Казахстан хочет подключиться к проектируемому газопроводу “Алтай” (или “Сила Сибири-2”). Об этом заявил средствам массовой информации первый заместитель министра энергетики страны Махамбет Досмухамбетов.

“В Вoсточно-Казахстанской oбласти газовoе месторождение, кoторое есть в региoне, имеет относительно небольшие объемы газа, не пoзволяющие oбеспечить всю область – только в райoнном масштабе”, – пояснил Досмухамбетов. Если Китай и Россия все же будут строить “Силу Сибири-2” и газопровод пройдет через территорию Казахстана, то у республики будет возможность газифицировать восток с использованием этого ресурса.

Досмухамбетов подчеркнул, что этот проект сейчас находится на стадии переговоров и изучения. По его словам, речь не только о цене, но и надежности обеспечения, поэтому в некоторых случаях республика предполагает иметь возможность использовать два альтернативных источника. Как пояснил Досмухамбетов, именно исходя из всего этого и выберут вариант.

Еще летом появились признаки, что Китай может все же одобрить проект “Алтая”, или “Силы Сибири-2″, если по этому вопросу будет принято политическое решение. «Алтай» – этот тот самый западный газотранспортный маршрут, который ранее так был интересен России, поскольку оказывался не таким затратным, как восточный («Сила Сибири»).

Но долгие годы продавить китайцев на этот контракт так и не удалось – по целому ряду причин. Но в основном все упиралось в один самый актуальный вопрос – цену. Чтобы российский газ пошел через газопровод «Алтай» в Китай, нужно ее согласовать. А как раз этого прежде и не удавалось сделать.

«На западе КНР очень мало промышленных мощностей, поэтому газопровод придется тянуть на очень большое расстояние. Поэтому китайцы очень жестко торгуются по цене: они хотят брать газ на границе дешево, что является проблемой для «Газпрома». Если китайцы будут получать очень дешевый газ, европейские потребители могут потребовать скидки для себя”, – поясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

“В результате ценовой вопрос оказывается единственным моментом, мешающим подписать контракт. Китай хотел бы привязать газ западного маршрута к среднеазиатским поставкам, прежде всего из Туркменистана. Какова цена туркменского газа для Китая, точной информации нет, поскольку Китай не только закупает газ в Туркменистане, но и получает его в рамках соглашения о разделе продукции. Определенно можно сказать лишь то, что туркменский газ для Китая довольно дешев, и такие же условия Китай хотел бы видеть и для российского западного маршрута», – поясняет Юшков.

Да, сегодня для России переговорная ситуация стала лучше, чем несколько лет назад – как стало известно, китайцы запросили дополнительные 6 млрд кубометров в год по “Силе Сибири”. Американские угрозы заставляют китайские власти пересматривать свои прежние подходы по существу дела. Китай не хочет в одночасье оказаться отрезанным от газовых поставок – например, если США вдруг перекроют Малаккский пролив, где они то и дело устраивают военные учения.

При этом, как отмечает Юшков, сегодня Китай в полной мере не может надеяться и на Туркмению. Сведения из этой страны поступают самые противоречивые – и в экономике там дела обстоят не очень хорошо, да и перспективы добычи газа также весьма туманные, так как деньги в газовые месторождения вкладываются огромные, а должной отдачи почему-то нет.

«Уже зимой 2017 года был серьезный перерыв в туркменских поставках. Это наводит на подозрение, что ситуация с ресурсной базой в Туркменистане сложная. В совокупности эти факторы позволяют рассчитывать на возобновление российско-китайских переговоров по западному маршруту», – считает Юшков.

Автор: Денис Давыдов

Источник: ТЭКНО:///блог, 26.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики