Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Казахстан хочет подключиться к вероятной “Силе Сибири-2”

Казахстан хочет подключиться к вероятной “Силе Сибири-2”

Казахстан хочет подключиться к проектируемому газопроводу “Алтай” (или “Сила Сибири-2”). Об этом заявил средствам массовой информации первый заместитель министра энергетики страны Махамбет Досмухамбетов.

“В Вoсточно-Казахстанской oбласти газовoе месторождение, кoторое есть в региoне, имеет относительно небольшие объемы газа, не пoзволяющие oбеспечить всю область – только в райoнном масштабе”, – пояснил Досмухамбетов. Если Китай и Россия все же будут строить “Силу Сибири-2” и газопровод пройдет через территорию Казахстана, то у республики будет возможность газифицировать восток с использованием этого ресурса.

Досмухамбетов подчеркнул, что этот проект сейчас находится на стадии переговоров и изучения. По его словам, речь не только о цене, но и надежности обеспечения, поэтому в некоторых случаях республика предполагает иметь возможность использовать два альтернативных источника. Как пояснил Досмухамбетов, именно исходя из всего этого и выберут вариант.

Еще летом появились признаки, что Китай может все же одобрить проект “Алтая”, или “Силы Сибири-2″, если по этому вопросу будет принято политическое решение. «Алтай» – этот тот самый западный газотранспортный маршрут, который ранее так был интересен России, поскольку оказывался не таким затратным, как восточный («Сила Сибири»).

Но долгие годы продавить китайцев на этот контракт так и не удалось – по целому ряду причин. Но в основном все упиралось в один самый актуальный вопрос – цену. Чтобы российский газ пошел через газопровод «Алтай» в Китай, нужно ее согласовать. А как раз этого прежде и не удавалось сделать.

«На западе КНР очень мало промышленных мощностей, поэтому газопровод придется тянуть на очень большое расстояние. Поэтому китайцы очень жестко торгуются по цене: они хотят брать газ на границе дешево, что является проблемой для «Газпрома». Если китайцы будут получать очень дешевый газ, европейские потребители могут потребовать скидки для себя”, – поясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

“В результате ценовой вопрос оказывается единственным моментом, мешающим подписать контракт. Китай хотел бы привязать газ западного маршрута к среднеазиатским поставкам, прежде всего из Туркменистана. Какова цена туркменского газа для Китая, точной информации нет, поскольку Китай не только закупает газ в Туркменистане, но и получает его в рамках соглашения о разделе продукции. Определенно можно сказать лишь то, что туркменский газ для Китая довольно дешев, и такие же условия Китай хотел бы видеть и для российского западного маршрута», – поясняет Юшков.

Да, сегодня для России переговорная ситуация стала лучше, чем несколько лет назад – как стало известно, китайцы запросили дополнительные 6 млрд кубометров в год по “Силе Сибири”. Американские угрозы заставляют китайские власти пересматривать свои прежние подходы по существу дела. Китай не хочет в одночасье оказаться отрезанным от газовых поставок – например, если США вдруг перекроют Малаккский пролив, где они то и дело устраивают военные учения.

При этом, как отмечает Юшков, сегодня Китай в полной мере не может надеяться и на Туркмению. Сведения из этой страны поступают самые противоречивые – и в экономике там дела обстоят не очень хорошо, да и перспективы добычи газа также весьма туманные, так как деньги в газовые месторождения вкладываются огромные, а должной отдачи почему-то нет.

«Уже зимой 2017 года был серьезный перерыв в туркменских поставках. Это наводит на подозрение, что ситуация с ресурсной базой в Туркменистане сложная. В совокупности эти факторы позволяют рассчитывать на возобновление российско-китайских переговоров по западному маршруту», – считает Юшков.

Автор: Денис Давыдов

Источник: ТЭКНО:///блог, 26.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики