Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мимо кассы. Кто оставил без федерального финансирования проекты «Новатэка»?

Мимо кассы. Кто оставил без федерального финансирования проекты «Новатэка»?

Компания «Новатэк» рискует остаться в следующем году без федерального финансирования своих проектов, которые реализует на Ямале, Камчатке и в Мурманске. Глава компании Леонид Михельсон не раз просил президента РФ Владимира Путина выделить около 100 млрд рублей. Интересно, что глава государства удовлетворил просьбу, а премьер Дмитрий Медведев в конце июля этого года подписал соответствующее постановление. При этом в проекте бюджета на следующий год денег под проекты «Новатэка» не оказалось. Подробнее об этом – в материале «ФедералПресс».

Глава «Новатэка» Леонид Михельсон в ноябре направил письмо президенту РФ с просьбой выделить из федеральной казны 103,6 млрд рублей, необходимых для создания терминала «Утренний» в Обской губе, который возводится в рамках «Арктик СПГ-2». Ранее компания получила принципиальное согласие главы государства на финансирование. Более того, в конце июля этого года премьер Дмитрий Медведев подписал постановление правительства РФ о выделении необходимой суммы в следующем году. Тем не менее в проекте бюджета России на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов нужной суммы не оказалось. Лишь в 2022 году для «Новатэка» зарезервировали 41 млрд рублей, которых не хватит на создание необходимой инфраструктуры.

Где деньги?

О том, что российское правительство не может найти деньги на строительство терминала «Утренний» на Ямале, стало известно еще в июле. Камнем преткновения в этом вопросе стали источники финансирования. Вице-премьер Максим Акимов заявил, что деньги нужно выделить из бюджета РФ, воспользовавшись профицитом. У Минфина РФ на этот вопрос, ожидаемо, другой взгляд. По мнению представителей финансового ведомства, средства нужно перераспеределить в рамках комплексного плана магистральной инфраструктуры.

В итоге финансирование все же решено было осуществить за счет бюджета РФ, но не в те сроки, о которых говорилось ранее. Так, по данным Минфина, бюджетная комиссия, которую, кстати, возглавляет Дмитрий Медведев, решила рассмотреть возможность выделения средств на терминал «Утренний» в 2021 году, когда будет формироваться проект закона о бюджете России на 2021–2023 годы.

Причем это не единственный проект компании, который оставили без финансирования в следующем году. Ранее Михельсон просил президента выделить 20 млрд рублей на строительство терминала по перевалке СПГ на Камчатке (финансирование объекта планировали за счет средств нацпроекта «Комплексный план магистральной инфраструктуры», но он не вошел в программу), 12 млрд рублей – на работу дноуглубление возле терминала «Утренний» и расширение подходного канала к порту Сабетта, 25 млрд рублей – на развитие производства СПГ-оборудования.

Позже «Новатэк» договорился с властями ЯНАО о получении инвестиционного вычета из налога на прибыль на 40 млрд рублей, которые направят на работы в канале. Деньги даже перечислили на спецсчет «Росатома» (оператор проекта), но госкорпорация сможет перечислить их газовикам в лучшем случае в конце следующего года, когда будет разработана проектно-сметная документация.

Что касается денег на строительство терминала на Камчатке, то, по данным Минфина, они вообще не предусмотрены ни в бюджете, ни в программах. Правда в ближайшее время возведение этого объекта все же могут включить в федеральный проект «Морские порты России», куда до этого уже вошел терминал в Мурманске (по нему сейчас прорабатывается вопрос выделения средств).

Плюс на минус

Запуск «Арктик СПГ–2» должен состояться в 2023-25 годах. Мощность завода должна составить порядка 19,8 млн тонн сжиженного природного газа в год. Стоимость проекта оценивается в 21,3 млрд долларов. Новый завод станет крупнейшим по сжижению газа в РФ. Транспортная инфраструктура «Арктик СПГ–2» связана с «Ямал СПГ». Они расположены через залив друг от друга. После 2030 года «Новатэк» планирует создать новый СПГ-кластер на Гыдане. С этой целью компания приобрела лицензии на разработку Гыданского, Западно-Сеяхинского, Штормового, Солетско-Ханавейского и Верхнетиутейского месторождений.

Ни у кого в правительстве России не вызывает противоречий вопрос необходимости развития Арктики и ее проектов, в том числе газовых. По прогнозам замминистра по развитию региона Александра Крутикова, через 15 лет там будут добывать до 90 % всего российского газа. Львиная доля ресурсов сокрыта в недрах Ямала, который является на сегодняшний день, основной площадкой для добычи газа и производства СПГ. Арктика может обеспечить России место одного из лидеров на мировом рынке сжиженного газа, производя до 120 млн тонн СПГ в год.

По расчетам министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Козлова, создание в Арктической зоне РФ первых трех газохимических производств может принести государственному бюджету поступления на общую сумму 1,5 трлн рублей. «Газохимического производства в Арктике сейчас вообще нет. Благодаря льготам запустим три проекта, а бюджет сможет получить 1,5 трлн рублей. За счет создания новой нефтяной провинции в Восточной Арктике мы сможем увеличить доходность проектов на севере Красноярского края, в Якутии и на Чукотке. Только в одном комплексном проекте – до 22,6%», – написал он в статье, опубликованной в «Российской газете».

Деньги на проекты «Новатэка» можно было бы выделить из Фонда национального благосостояния. Такое предложение делал, в частности, министр финансов Антон Силуанов. Но против высказалось руководство Банка России. Эльвира Набиуллина заявила, что вложения внутри страны могут повысить темпы инфляции. Чтобы этого избежать в ЦБ РФ предлагают по крайней мере установить объем потенциальных инвестиций в абсолютном выражении, а не говорить о процентной доле «свободных» средств, чтобы сделать влияние инвестиций на инфляцию максимально предсказуемым.

Между тем, отсутствие госсубсидий для проектов «Новатэка» может привести к задержкам в реализации «Арктик СПГ–2», считают аналитики «Атон». «Правительство не включило субсидии для проектов «Новатэка» в федеральный бюджет. Новость может оказаться негативной с точки зрения восприятия, учитывая, что отсутствие госсубсидий может привести к задержкам в реализации проекта «Арктик СПГ-2». Тем не менее группа ожидает, что принятые постановления правительства будут выполнены, и строительные работы будут завершены вовремя и в полном объеме», – отмечают эксперты «Атона».

По мнению ведущего эксперта Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислава Митраховича, правительству РФ стоит быть последовательным в вопросе развития Арктики. «Если уж Россия взяла курс на развитие Арктики, то не стоит жалеть на это средств бюджета. Проекты «Новатэка» — не просто способ освоить месторождения Ямала. Компания говорит о развитии российских технологий, импортозамещения. Они обещают, например, создать российскую технологию крупнотоннажного сжижения газа и планируют загружать заказами судоверфь «Звезда», которая без этого проекта вообще не была бы, наверное, так востребована. Тем более, что ранее правительство уже выделяло деньги на их реализацию», – отметил он.

Источник: ФедералПресс, 27.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики