Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новая газовая магистраль в ЕС может ударить по ценам Газпрома на Балтике

Новая газовая магистраль в ЕС может ударить по ценам Газпрома на Балтике

Первый за несколько лет газовый интерконнектор в Европе, который в январе соединит Финляндию и Эстонию, ослабит позиции Газпрома на Балтике и спровоцирует начало ценовой конкуренции, сказали владельцы трубопровода.

Газопровод Balticconnector поможет Финляндии диверсифицировать поставки газа, который сейчас идет только из России, и, помимо прокачки газа в балтийские страны, сможет поставлять СПГ, получаемый на литовском терминале в Клайпеде.

Несмотря на то, что труба будет заполнена частично российским газом, проект реализовывался, в основном, за счет средств Евросоюза, который предоставил 75% общих затрат в 300 миллионов евро ($330,81 миллиона). Владельцы трубопровода, финская Baltic Connector и эстонская Elering, профинансировали оставшуюся часть.

В отсутствие других трубопроводных поставок в Европе на момент открытия Balticconnector газопровод сможет прокачивать только газ из российских точек входа в Финляндии, а также газ, регазифицированный из СПГ-терминала в Клайпеде, либо из подземного газового хранилища (ПХГ) Инчукалнс в Латвии.

Цены на газ между ними варьируются, так как у России есть разные контракты на поставку с Финляндией и другими странами Балтики, цена поставок из ПХГ зависит от сезона и погоды, а стоимость СПГ – от глобального рынка. Увеличение поставок дешевого СПГ уже сократило долю Газпрома на европейском рынке.

Возможно, Газпрому придется изменить ценообразование в Финляндии, чтобы конкурировать с СПГ, сказали Рейтер владельцы Balticconnector.

«Так как контракты Газпрома различны для разных стран, есть также и конкуренция между этими контрактами... Мощности поставок российского газа в Европу превосходят СПГ», - сказал Эркки Сапп, менеджер по развитию рынков в компании Elering. 

Генеральный директор Balticconnector Херкко Плит также ожидает снижения цен от Газпрома.

«Помните, что случилось в Клайпеде, когда там открылся терминал СПГ? Газпром снизил цены на 20%. Газпром может, как активный игрок на рынке (в Финляндии и Балтийских странах), скорректировать цены соответствующе», - сказал он Рейтер.

ИЗБЫТОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Цены на газ Газпрома также могут оказаться под давлением с 2022 года. Строительство трубопровода между Литвой и Польшей, GIPL, планируется завершить к концу 2021 года, что предоставит физический доступ к газовой инфраструктуре в центральной Европе.

Газпром не ответил на просьбу о комментарии. Данные компании показывают, что Газпром экспортировал 2,6 миллиарда кубометров газа в Финляндию в 2018 году, 1,3 миллиарда кубометров – в Латвию, 1,4 миллиарда кубометров – в Литву и 0,4 миллиарда кубометров в Эстонию.

Заместитель директора российского Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач сказал Рейтер, что не ожидает активного использования мощностей Balticconnector.

«Труба может быть вообще не заполнена. Чтобы её заполнить, нужно, чтобы Финляндия покупала больше газа у Газпрома и чтобы Эстония предложила большую цену за газ. Я не думаю, что это возможно сейчас», - сказал Гривач

«Balticconnector – это типичный пример избыточной инфраструктуры в Европе, которая строится только, чтобы осваивать деньги из ЕС и воздавать мифическое соединение рынков, которое может использоваться только раз в 10 лет», - добавил он.

Сапп из Elering не разделил это мнение, добавив, что некоторые участники рынка переживают о недостаточной мощности трубопровода.

Источник: Reuters, 27.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики