Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина поможет Германии продавить Польшу в суде ЕС для получения газа из России по Opal

Украина поможет Германии продавить Польшу в суде ЕС для получения газа из России по Opal

Германия обжалует в Европейском суду претензии Польши по газопроводу Opal, ограничивающие использование «Газпромом» мощностей трубы. Как считает ведущий эксперт ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович, прерывание украинского транзита способно резко ускорить ситуацию с загрузкой Opal.

Загрузка газопровода OPAL

Германия обжаловала решение Европейского суда юстиции по ограничению использования «Газпромом» мощностей газопровода OPAL, сообщает ТАСС. В Берлине не согласны с предыдущим решением Евросуда, который ограничивает загрузку OPAL объемом в 50%. При этом в Еврокомиссии (ЕК) накануне заявляли обратное, на собираясь обжаловать решение суда ЕС по ограничению загрузки газопровода OPAL.

«У Европы позиция разная, европейские страны не едины по этому вопросу. Нужно напомнить, что Opal с самого начала не мог работать на полную мощность, потому что попал под антимонопольные ограничения, которые по сути являлись политическим инструментом. С технической точки зрения никакой другой газ кроме российского не может попасть в трубу Opal, которая является ответвлением от «Северного потока-1».

В итоге до 2016 года Opal работал с ограничениями, но потом его частично из-под них вывели. Впоследствии Польша заявила, что формально не была проведена процедура изучения того, не влияет ли работа Opal на интересы других государств. В итоге загрузку газопровода опять ограничили, что также объясняется политическими мотивами», - напоминает предысторию собеседник ФБА «Экономика сегодня».

В 2016-м Еврокомиссия расширила доступ «Газпрому». Помимо прав на 50% транзитных мощностей OPAL (12,8 млрд кубометров) российский холдинг постоянно участвовал в аукционах еще на 40% транзитных мощностей Opal (10,2 млрд кубов). Среди мотивов Польши ограничить такую загрузку, эксперты обычно выделяют две основные причины.

Первая обусловлена попыткой угодить США в противодействии российским энергетическим проектам, а вторая связана с планами превратить польскую территорию в масштабный хаб по снабжению Европы газом. Ранее в Варшаве заключили контракт на поставку сжиженного природного газа (СПГ) с двумя компаниями-производителями США, а также вошли в капитал одного из месторождений Норвегии.

Перспективы открытия Opal на полную мощность

«Здесь очень важно, что в работе Opal заинтересована Германия, для которой это транзитный газопровод, проходящий через ее территорию. В поставках газа заинтересован и немецкий бизнес, поэтому вероятность того, что Берлин в очередной раз сумеет добиться снятие ограничения в суде довольно велики. Первым делом нужно провести экспертизу, которая покажет, что другие страны от Opal не страдают.

В частности, экспертиза покажет, что транзит через Польшу не меняется из-за работы Opal и сама стран не несет убытков. В отличии от Украины для Польши здесь нет никакой опасности нет, что экспертиза и покажет. В конечном счете Европейскому суду придется согласиться на открытие трубы на полную мощность. На первый план выходят юридические вопросы, поэтому нежелание ЕК подавать апелляцию в суд, даже лучше для нас. Так как подготовка иска Германии займет меньше времени», - считает Станислав Митрахович.

По мнению эксперта, в течение года иск должен быть рассмотрен, а доступ «Газпрома» к Opal снова открыт на полную мощность. Но если прервется транзит через Украину, то трубу откроют гораздо быстрее, уверен Митрахович, не исключая такой сценарий уже в январе 2020 года. Европейские потребители просто не захотят рисковать.

При этом говорить о значительных потерях «Газпрома» от ограничений по OPAL нельзя еще и потому, что речь идет лишь об ограничении в 10 млрд кубометров ежегодно. При этом один лишь «Северный поток» в год поставляет Европе 58-59 млрд кубов газа. Как объяснял ранее директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин, в результате сокращения поставок на рынке Европы образуется дефицит газа, что приводит к росту цен. В итоге увеличение прибыли «Газпрома» с лихвой покрывают упущенную на доставке выгоду.

Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 29.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики