Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Германия ставит Opal ребром

Германия ставит Opal ребром

Берлин будет бороться за доступ «Газпрома» к трубопроводу

Еврокомиссия не стала помогать «Газпрому» бороться за потерянный по решению Суда ЕС полный доступ к расположенному в Германии отводу от газопровода «Северный поток» — Opal. От возможности его использования зависит загрузка всей трубы из России. Однако на защиту «Газпрома» встала Германия, которая сама будет оспаривать решение Суда ЕС. Параллельно немецкий регулятор может готовить новое решение о доступе «Газпрома» к Opal, считают источники “Ъ” и юристы.

Еврокомиссия сообщила, что не будет обжаловать решение Суда ЕС по ограничению для «Газпрома» мощностей Opal — сухопутного отвода от «Северного потока» на территории Германии мощностью 36 млрд кубометров в год. От дополнительных комментариев там отказались. Таким образом, российская газовая компания, которая семь лет добивалась полного доступа к трубе и получила его в 2016 году, снова сможет резервировать только половину этого объема из-за ограничений, налагаемых Третьим энергетическим пакетом.

Решение Суда ЕС было принято по иску Польши, которая требовала аннулировать выданное в 2016 году «Газпрому» разрешение Еврокомиссии на загрузку Opal. Польша ссылалась на то, что в таком случае немецкие потребители получат преференции, а «Газпром» может снизить транзит российского газа через Польшу, а это противоречит принципу энергетической солидарности ЕС, закрепленному в Лиссабонском договоре. Суд согласился с этой логикой, хотя до сих пор принцип энергосолидарности в столь широком смысле не применялся, а рассматривался только в контексте чрезвычайных происшествий (срочные поставки энергоресурсов и пр.).

Однако вместо Еврокомиссии решение Суда ЕС решила оспорить Германия, соответствующий иск зарегистрирован в базе суда. Сам «Газпром» оспорить его не мог, поскольку не являлся стороной процесса, в отличие от немецкого регулятора.

Собеседник “Ъ”, знакомый с ситуацией, объясняет поведение Еврокомиссии не стремлением усложнить положение «Газпрома», а практическими соображениями.

Если бы Еврокомиссия пошла в суд, рассмотрение иска растянулось бы на годы — в сентябре вице-председатель Еврокомиссии Марош Шефчович оценивал возможные сроки апелляции в два-три года. Теперь же ничто не мешает немецкому регулятору Bundesnetzagentur провести согласования с властями стран ЕС (чего и требовал в своем решении суд) и предложить Еврокомиссии вновь дать «Газпрому» доступ к 90% мощности Opal, как это уже было сделано в 2016 году. Эту процедуру можно пройти в течение месяцев, а если Польша вновь выступит против, ей потребуется подавать новый иск, рассмотрение которого займет годы.

Руководитель юридической практики Grace Consulting Ltd Екатерина Орлова отмечает, что сейчас у Германии, как у заинтересованного в исходе дела лица, есть два варианта действий: обжаловать решение Суда ЕС или подать запрос на обновленное согласование мощностей, незначительно уменьшив объем. Судя по всему, говорит она, страна намерена использовать обе возможности с учетом поданной Берлином апелляции. Одновременно с этим решение Суда ЕС не содержит оговорок о запрете обращаться с запросами на согласование мощностей на будущее время. Таким образом, оно не формирует прецедент для будущих обращений, так как указывает на нарушение решением Еврокомиссии принципа энергетической солидарности, предусмотренного в статье 194 Лиссабонского договора, именно в части потенциального использования мощности Opal на все 100%, считает эксперт. По ее словам, при запросе Германией меньшей мощности, к примеру, 80–90%, юридически ЕК имеет право принять новое решение о согласовании объема.

Замглавы ФНЭБ Алексей Гривач в целом не видит в решении Суда ЕС особой проблемы для «Газпрома». Он поясняет, что за счет использования монополией других мощностей на территории Германии объемы прокачки по «Северному потоку» снизились незначительно. Действительно, по данным оператора Gascade, поступление газа на входе в Opal из «Северного потока» на момент вступления в силу решения суда ЕС 14 сентября упало с 97 млн кубометров в сутки до 73 млн кубометров, однако с тех пор непрерывно росло и на 26 ноября составляло 93 млн кубометров. Как именно «Газпрому» удается обеспечивать эти поставки с учетом действующего решения суда, на данный момент неясно.

Автор: Ольга Мордюшенко

Источник: Коммерсантъ, 29.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики