Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > TANAP берёт новые рубежи

TANAP берёт новые рубежи

Газопровод, выгодный России, Азербайджану и Турции, прирастает новыми мощностями

Президенты Турции и Азербайджана Реджеп Тайип Эрдоган и Ильхам Алиев приняли участие в церемонии открытия второй, окончательной фазы газопровода TANAP. Торжественные мероприятия прошли в турецкой провинции Эдирне. Сейчас обеим сторонам было бы важно подвести предварительные итоги реализации начальных этапов строительства и оценить значение этого уникального проекта. Подробности — в материале News.ru.

Напомним, первая часть прокладки магистрали — до Эскишехира — была успешно завершена в прошлом году. Строительство второй — до Ипсалы — проходило в 2019-м. График всех монтажных работ был чётко выдержан в соответствии с установленным планом.

Так что к началу торжественной официальной церемонии в последний день ноября 2019 года, которая фактически подтвердит завершение строительства, готово не только само сооружение: достигнута определённая веха в развитии азербайджанского топливно-энергетического комплекса, позволяющая его предприятиям без преувеличения на равных выступать с крупнейшими газовыми компаниями не только сопредельных государств, но и мира.

В первую очередь газопровод является символом исторической дружбы между Анкарой и Баку. Это проект, направленный на укрепление мира в регионе, — сказал Эрдоган в рамках церемонии.

Глава Азербайджана со своей стороны отметил, что этот день является «историческим», и выразил надежду, что TANAP «принесёт пользу народам Турции, Азербайджана и других соседних стран».

Годовая пропускная способность TANAP составит 16 млрд кубометров природного газа. Из них 6 млрд кубометров будет транспортироваться в Турцию, 10 млрд кубометров — в Европу. Акционерами TANAP являются ЗАО «Южный газовый коридор» — 51%, SOCAR Turkey Enerji — 7%, Botas — 30%, BP — 12%.

Заведующий отделом по внешнеполитическим вопросам администрации президента Азербайджана Хикмет Гаджиев отметил, что вышедшие по своей резонансности далеко за пределы Закавказского региона проекты Трансадриатического (ТАР) и Трансанатолийского (TANAP) газопроводов по всем своим параметрам имеют все возможности для того, чтобы влиться в дальнейшем совместно с партнёрами в «Южный газовый коридор».

Аналитики ГНКАР (SOCAR) приводят данные по стоимости реализации проекта на данный момент — около $7 млрд. При этом первичные расчёты склонялись к цифре $11,7 млрд.

В этой числовой разнице и проявились гибкость и талант менеджеров TANAP: по итогам ряда операций купли-продажи и нахождения других выгодных моментов в управлении газопроводом удалось завершить работы за меньшую сумму. Поэтому и у тех, кто к проекту имеет прямое отношение, и у его наблюдателей есть уверенность, что уже до конца года по газопроводу будет запущено 3 млрд кубометров газа с месторождения Шах-Дениз. Путь топлива проляжет, таким образом, из Азербайджана через Грузию, а также через Турцию — к Греции.

News.ru

Амбициозность дальнейших планов налицо: соединить TANAP с Трансадриатическим газопроводом (ТАР), и по нему транспортировка топлива начнётся в страны ЕС в начале 2020 года.

Прогнозируется, что первое время пропускная способность TANAP будет находиться в пределах 16 млрд кубометров газа в год. Из них турецкие коллеги получат около 6 млрд кубометров, остальная часть адресована европейским потребителям. Позже, по всем предположениям, опирающимся на серьёзнейшие расчёты, мощность импорта способна будет увеличиться до 31 млрд кубометров.

Кстати, европейцы не раз проявляли заинтересованность в приобретении азербайджанского газа: предварительные договорённости с представителями ЕС о его покупке в рамках проекта TANAP расписаны на ближайшие 25 лет, в денежном эквиваленте они равны примерно $200 млрд.

Международное значение введения в строй газопровода уже проявилось в самых разных аспектах.

Так, недавно американский конгрессмен Девин Нунес призывал Европу поддержать прокладку Трансадриатической магистрали. Летом прошлого года руководители Прикаспийских государств поставили свои подписи под конвенцией о правовом статусе Каспийского моря.

Документ по праву — исторический, который готовился более 20 лет. Конвенция позволяет убрать практически все правовые барьеры для начала строительства Транскаспийского газопровода (по дну Каспия до Азербайджана) и его последующего присоединения к TANAP.

Сегодня эксперты — причём из самых разных стран — допускают, что российский топливный гигант «Газпром» сможет транспортировать и свой газ, наравне с азербайджанским, через новую магистраль. Об этом много говорили и практики ТЭК, а также российские и зарубежные эксперты.

Но реальность сама расставляет свои акценты, и вряд ли кто удивится в ближайшие годы, если «Газпром» и TANAP будут часто совместно вести свой бизнес, используя — когда это будет выгодно обеим сторонам — общую газотранспортную систему.

Недаром потребности в голубом топливе возрастают как в «старой» Европе, так и в Турции. Поэтому тенденции таковы, что «Турецкий поток» «Газпрома» и TANAP будут, скорее, не конкурировать, а органично дополнять друг друга. От такого тесного сотрудничества будет только выигрывать и энергетическая безопасность Турции. Страна между тем уже готова выполнять роль полноценного партнёра, быть третьей стороной, а не одной лишь номинальной транзитной территорией для эксплуатации газовой ветки.

Как много раз звучало на официальных приёмах в Баку, TANAP «открыт для третьей стороны».

О том, что «Турецкий поток» может прокачиваться через проекты ТАР и TANAP, не раз говорил и глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.

Сложившаяся структура газотранспортной системы в «южном коридоре» Турция — Балканы — Италия, по расчётам Минпромторга, имеет задел укрепить ликвидность рынков, дав возможность всем вовлечённым в процесс обеспечить гибкость в поставках и распределении топлива.

При этом министр предостерёг от того, чтобы именовать «Турецкий поток» альтернативой TAP. Действительно, энергетическая безопасность в ХХI веке — более сложное понятие, чтобы стабильность в обеспеченности природными ресурсами и устойчивость роста мерить, выглядывая из окошка своей «национальной квартиры».

Министр энергетики РФ Александр Новак, в свою очередь, не раз констатировал, что помимо TAP топливо «Газпрома» может транспортироваться и через Болгарию, — дальше Сербию, Венгрию в Австрию (на газораспределительный центр в Баумгартене). Или же — в рамках проекта «Посейдон».

Новак при этом рассчитывает на здравый смысл «европейских бюрократов», сидящих в Брюсселе, «благодаря» стараниям которых было уже сорвано строительство «Южного потока». Заметим, в имеющейся конфигурации Турция сможет сыграть важную, независимую роль: замкнуть на себе большие запасы газового транзита. И это может, конечно, не понравиться Европе.

Но как бы то ни было, Анкара испытывает потребность и в российском, и в азербайджанском газе. Данные за 2017 год свидетельствуют: потребление природного газа в этой стране возросло в сопоставлении с 2016-м на 16%, достигнув объёма 53,5 млрд кубометров. Так что Турция уже стала своего рода газовым хабом для южноевропейских стран. А раз так, то Эрдоган на полном основании сможет утереть нос европейским и даже американским скептикам, когда Турция будет в состоянии не только пополнять свой национальный бюджет от транзита газа, но и влиять на ценообразование на топливном рынке.

Закономерно, что в соответствии с выработанной концепцией социально-экономического развития Азербайджана и прогнозов на 2019−2022 годы президент и правительство страны намерены только увеличивать объёмы транспортировки газа.

Консалтинговое агентство Wood Mackenzie прогнозирует, что к 2035 году потребление газа в Европе дойдёт до уровня 546 млрд кубометров. И TAP, как следует из анализа компании, никак не входит в противоречие со стратегией «Газпрома». Правильнее в данном контексте было бы говорить не о конкуренции, а о партнёрстве, у которого хорошие взаимовыгодные перспективы.

Заместитель генерального директора по газовым проектам в Фонде национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает TANAP смелым и неординарным, особенно на фоне превышения предложения над спросом. И это относится не только к Закавказскому региону. Всё это, на взгляд эксперта, не может не создавать дополнительное давление на действующих поставщиков газа или — в ещё большей степени — на тех, кто в настоящее время лишь пробует выйти на мировой рынок газа.

В любом случае менеджеры азербайджанского топливно-энергетического комплекса, полагает собеседник News.ru, просчитали все выгоды или проблемные места газопровода, и с точки зрения именно долгосрочных перспектив его работа имеет потенциал роста спроса. У газа как наиболее чистого ископаемого энергоносителя есть перспективы занять дополнительную нишу в энергетической системе этих стран.

Конечно, масштаб поставок топлива по линии «Турецкого потока» несопоставим с TANAP, но нельзя исключать, что и проектные мощности TANAP тоже могут быть расширены, при наличии ресурсов поставок газа до 30 млрд кубометров в год. Азербайджанская сторона будет принимать решения об увеличении объёмов поставок газа, равно как и о привлечении дополнительных инвестиций, по мере стабилизации показателей спроса на газ. - Алексей Гривач, заместитель гендиректора по газовым проектам в Фонде национальной энергетической безопасности

В свою очередь директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин расценивает факт постройки газопровода как положительный шаг и для нашей страны. России, по мнению эксперта, сейчас выгодно быть встроенной в эти взаимоотношения, и в данном случае TANAP — уникальный, беспроигрышный для всех вовлечённых в проект вариант сотрудничества.

Тем более, подчёркивает эксперт, наши геополитические устремления никоим образом не находятся в конфликте с интересами Азербайджана.

Сегодня TANAP, уже фактически работая, выступает знаком стабильности в Закавказье, залогом экономического роста тех государств, ещё три десятилетия назад существовавших как союзные республики в составе одной большой страны. В газопроводе, делает акцент собеседник News.ru, заложены солидные технологические параметры. Достаточно сказать, что азербайджанцы готовы использовать и поставки сжиженного газа. Факт же последующей нацеленности поставок, как следует из проекта, на страны Южной Европы и Италию однозначно характеризует его как не просто Трансанатолийский проект, но и в полном смысле как трансконтинентальный.

Конечно, на фоне объёмов поставок «Газпрома» TANAP вряд ли станет соперником российского газового гиганта. Такая задача и не ставится, поскольку не случайно в ходе неоднократных встреч и консультаций с участием самых разных экспертов, в том числе и из нашей страны, подчёркивался деловой настрой представителей газовых компаний России и Азербайджана. - Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития.

Авторы: Михаил Измайлов, Алексей Голяков

Источник: News.ru, 30.11.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики