Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Борьба за экспортные льготы для нефти из Восточной Сибири

Борьба за экспортные льготы для нефти из Восточной Сибири

Проект нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий Океан (ВСТО) продолжает оставаться предметом довольно жарких дискуссий. С одной стороны выступают лоббисты данного проекта, настаивающие на необходимости диверсификации российского нефтяного экспорта, в том числе и в особенности — на увеличении поставок «черного золота» в Китай. В данную группу сходят, в первую очередь, представители «силовой» группировки в российской политической элите и руководство «Роснефти». С другой стороны выступают скептики, указывающие на тот факт, что с добычей в России вовсе не все в порядке, а одновременное строительство сразу нескольких крупных экспортных «труб» способно привести не к диверсификации экспорта, а скорее просто с его перенаправлению с европейских потребителей на азиатских.

В последние недели к числу-де-факто скептиков по отношению к ВСТО присоединился финансовый блок в правительстве РФ и лично Алексей Кудрин, недовольный потерями бюджета, которые неизбежно будут иметь место из-за значительных льгот, предоставляемых для тех месторождений в Восточной Сибири, которые будут задействованы для заполнения ВСТО. Выпадающие доходы бюджета должны составить около 120 млрд рублей в год.

Характерно, что глава Минфина презентует свою позицию не как открытого оппонента ВСТО, а как противника «излишних» льгот именно для «Роснефти». Кудрин оказывается в положении чиновника, который не отказывает Восточному трубопроводу в геополитической значимости (поскольку это признал лично Владимир Путин), но рационально ссылается на необходимость не допустить выпадения крупных бюджетных доходов. А «борьба за бюджет» — эта одна из тех немногих «мегаконцепций», которыми можно постараться убедить высшее политическое руководство отказаться от другого «мегапроекта» — упомянутой выше диверсификации каналов экспорта нефти, воплощением чего и является ВСТО.

Тем не менее, есть основания полагать, что «контратака» Кудрина все-таки будет «роснефтевцами» отбита, ключевое для «Роснефти» и ВСТО Ванкорское месторождение получит на будущее нулевую ставку на экспорт, а все возможно неучтенные за спорный период льготы «Роснефти» компания все равно сможет получить — пусть и «задним числом». Фундаментальная причина в пользу такого решения — действительно имеющая место озабоченность российского руководства на высшем уровне проблемой диверсификации российского нефтяного экспорта, на чем умело спекулируют сторонники увеличения экспорта в Китай. Пока цены на нефть остаются высокими, мировая экономика хотя бы внешне показывает тенденции выхода из кризиса, а отношения с Европой остаются напряженными — до тех пор «геополитические» аргументы в пользу ВСТО будут перевешивать всю критику (в том числе экономическую) данного проекта

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики