Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В чём «Сила Сибири», брат?

В чём «Сила Сибири», брат?

В эксплуатацию введён газопровод, соединивший Россию с Китаем

 

Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин 2 декабря запустили в эксплуатацию газопровод «Сила Сибири». Торжественная церемония пуска прошла в режиме телемоста между двумя столицами — Москвой и Пекином. Топливно-энергетическая нитка связала Сибирь с северо-восточными районами Китая и стала первым проектом, заметно диверсифицирующим поставки голубого топлива из нашей страны. Теперь оно потечёт не только на Запад, но и на Восток. Проект стал результатом крупнейшего в мировой истории контракта двух энергетических компаний — Газпрома и китайской CNPC.

Рекордный контракт

«Сила Сибири» является стратегическим проектом, значение которого сложно переоценить, поскольку он даёт России возможность разрабатывать ресурсную базу в её восточных регионах, — прокомментировал «Парламентской газете» это событие заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — За счёт него можно создавать новую инфраструктура, рабочие места и тем самым стимулировать экономический рост и развитие социальной сферы в этих регионах».

Очень важным, по словам эксперта, является то, что такое развитие будет осуществляться не в рамках государственных субсидий, а на основе большого экономического проекта, который будет зарабатывать на продажах газа в Китай по самому крупному контракту, когда-либо заключённому между двумя компаниями, работающими в газовой сфере.

Речь идёт о поставках более одного триллиона кубометров голубого топлива в течение 30 лет. «На момент заключения договора стоимость такого контракта оценивалась в 400 миллиардов долларов, — напомнил Гривач. — В зависимости он мировых цен эта сумма, конечно, будет варьироваться, но порядок цифр от этого сильно не изменится».

Выгода для государственной казны

Проект, безусловно, принесёт большие выгоды российскому бюджету за счёт уплаты экспортной пошлины, которая (как и по экспорту в Европу) составляет 30 процентов. Что касается стратегии выхода на рынок Китая, то она тоже понятна: в КНР самый быстрорастущий газовый рынок в мире, который является локомотивом роста мирового спроса на газ. По мнению Алексея Гривача, выход на него — правильный ход в рамках расширения рынков сбыта для продукции из России.

«Конечно, процесс освоения этих возможностей не будут моментальными, — отметил эксперт. — Контрактом предусмотрено поэтапное наращивание объёмов поставок в КНР. Например, выход на контрактную мощность в 38 миллиардов кубометров газа в год будет осуществлён в течение пяти лет. Однако после того как она будет достигнута, Россия займёт на нём долю в более чем 10 процентов».

Сейчас объём рынка газа в Китае составляет около 300 миллиардов кубометров. Кроме того, не стоит забывать, что «Сила Сибири» — только первый газовый контракт между Россией и Китаем, а в нём, если стороны договорятся о коммерческих условиях, предусмотрены возможности для организации двух других проектов по поставкам трубопроводного газа в КНР.

Речь идёт как о расширении поставок по этому же коридору, так и о двух других маршрутах, связанных с другой ресурсной базой. Это западное направление — так называемый проект «Алтай» (или, как его ещё называют, «Сила Сибири — 2») и проект поставок из Сахалинского центра добычи. «По всем этим направлениям переговоры ведутся с разной степенью интенсивности», — отметил Гривач.

Партнёрская выгода

Для Китая проект «Сила Сибири» тоже очень важен. «Это обусловлено тем, что потребление топлива в данной стране крайне велико и при этом продолжает интенсивно расти. В 2019 году, например, рост составил порядка девяти процентов. При этом мировой рынок газа, для сравнения, растёт примерно на 1,5-2,5 процента в год, и это считается «очень высоким темпом роста», — сказал Гривач.

«Сила Сибири», по его словам, отвечает интересам КНР в диверсификации источников поставок. Газопровод будет качать топливо из крупнейшей в мире ресурсной базы, что на фоне соседства с Россией является для КНР самым логичным и простым выбором, считает эксперт.

Кроме того, российский газ придёт на территорию Китая в северо-восточные регионы, которые «сидят» пока в основном на угле и не обеспечены в должной мере газовым топливом. Это даёт китайским партнёрам возможность придать импульс для экономического развития данных районов и повысить качество жизни местного населения. При этом поступающий из России газ будет с северо-востока страны поставляться в общую газовую систему страны, которая сейчас интенсивно создаётся.

Справка

Магистральный газопровод «Сила Сибири» — крупнейшая система транспортировки газа в азиатской части России. Она призвана обеспечить голубым топливом потребителей не только Китая, но и российского Дальнего Востока.

Общая протяжённость трассы составит около трёх тысяч километров. Проектная мощность — 38 миллиардов кубометров в год.

Первые поставки голубого топлива на «Силе Сибири» будут осуществляться из Чаяндинского месторождения, которое было открыто в 1983 году. Его запасы оцениваются примерно в 1,2 триллиона кубометров.

Сегодня в строй был введён северный участок газовой магистрали. Газопровод проходит в экстремальных природно-климатических условиях, среди которых болота, горы и вечная мерзлота. Чтобы минимизировать вред окружающей среде, маршрут проложили по участкам редколесья и старых гарей — лесным территориям с деревьями, погибшими от пожара.

 

Автор: Александр Собина

Источник: Парламентская газета, 02.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность
Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики