Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В чём «Сила Сибири», брат?

В чём «Сила Сибири», брат?

В эксплуатацию введён газопровод, соединивший Россию с Китаем

 

Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин 2 декабря запустили в эксплуатацию газопровод «Сила Сибири». Торжественная церемония пуска прошла в режиме телемоста между двумя столицами — Москвой и Пекином. Топливно-энергетическая нитка связала Сибирь с северо-восточными районами Китая и стала первым проектом, заметно диверсифицирующим поставки голубого топлива из нашей страны. Теперь оно потечёт не только на Запад, но и на Восток. Проект стал результатом крупнейшего в мировой истории контракта двух энергетических компаний — Газпрома и китайской CNPC.

Рекордный контракт

«Сила Сибири» является стратегическим проектом, значение которого сложно переоценить, поскольку он даёт России возможность разрабатывать ресурсную базу в её восточных регионах, — прокомментировал «Парламентской газете» это событие заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — За счёт него можно создавать новую инфраструктура, рабочие места и тем самым стимулировать экономический рост и развитие социальной сферы в этих регионах».

Очень важным, по словам эксперта, является то, что такое развитие будет осуществляться не в рамках государственных субсидий, а на основе большого экономического проекта, который будет зарабатывать на продажах газа в Китай по самому крупному контракту, когда-либо заключённому между двумя компаниями, работающими в газовой сфере.

Речь идёт о поставках более одного триллиона кубометров голубого топлива в течение 30 лет. «На момент заключения договора стоимость такого контракта оценивалась в 400 миллиардов долларов, — напомнил Гривач. — В зависимости он мировых цен эта сумма, конечно, будет варьироваться, но порядок цифр от этого сильно не изменится».

Выгода для государственной казны

Проект, безусловно, принесёт большие выгоды российскому бюджету за счёт уплаты экспортной пошлины, которая (как и по экспорту в Европу) составляет 30 процентов. Что касается стратегии выхода на рынок Китая, то она тоже понятна: в КНР самый быстрорастущий газовый рынок в мире, который является локомотивом роста мирового спроса на газ. По мнению Алексея Гривача, выход на него — правильный ход в рамках расширения рынков сбыта для продукции из России.

«Конечно, процесс освоения этих возможностей не будут моментальными, — отметил эксперт. — Контрактом предусмотрено поэтапное наращивание объёмов поставок в КНР. Например, выход на контрактную мощность в 38 миллиардов кубометров газа в год будет осуществлён в течение пяти лет. Однако после того как она будет достигнута, Россия займёт на нём долю в более чем 10 процентов».

Сейчас объём рынка газа в Китае составляет около 300 миллиардов кубометров. Кроме того, не стоит забывать, что «Сила Сибири» — только первый газовый контракт между Россией и Китаем, а в нём, если стороны договорятся о коммерческих условиях, предусмотрены возможности для организации двух других проектов по поставкам трубопроводного газа в КНР.

Речь идёт как о расширении поставок по этому же коридору, так и о двух других маршрутах, связанных с другой ресурсной базой. Это западное направление — так называемый проект «Алтай» (или, как его ещё называют, «Сила Сибири — 2») и проект поставок из Сахалинского центра добычи. «По всем этим направлениям переговоры ведутся с разной степенью интенсивности», — отметил Гривач.

Партнёрская выгода

Для Китая проект «Сила Сибири» тоже очень важен. «Это обусловлено тем, что потребление топлива в данной стране крайне велико и при этом продолжает интенсивно расти. В 2019 году, например, рост составил порядка девяти процентов. При этом мировой рынок газа, для сравнения, растёт примерно на 1,5-2,5 процента в год, и это считается «очень высоким темпом роста», — сказал Гривач.

«Сила Сибири», по его словам, отвечает интересам КНР в диверсификации источников поставок. Газопровод будет качать топливо из крупнейшей в мире ресурсной базы, что на фоне соседства с Россией является для КНР самым логичным и простым выбором, считает эксперт.

Кроме того, российский газ придёт на территорию Китая в северо-восточные регионы, которые «сидят» пока в основном на угле и не обеспечены в должной мере газовым топливом. Это даёт китайским партнёрам возможность придать импульс для экономического развития данных районов и повысить качество жизни местного населения. При этом поступающий из России газ будет с северо-востока страны поставляться в общую газовую систему страны, которая сейчас интенсивно создаётся.

Справка

Магистральный газопровод «Сила Сибири» — крупнейшая система транспортировки газа в азиатской части России. Она призвана обеспечить голубым топливом потребителей не только Китая, но и российского Дальнего Востока.

Общая протяжённость трассы составит около трёх тысяч километров. Проектная мощность — 38 миллиардов кубометров в год.

Первые поставки голубого топлива на «Силе Сибири» будут осуществляться из Чаяндинского месторождения, которое было открыто в 1983 году. Его запасы оцениваются примерно в 1,2 триллиона кубометров.

Сегодня в строй был введён северный участок газовой магистрали. Газопровод проходит в экстремальных природно-климатических условиях, среди которых болота, горы и вечная мерзлота. Чтобы минимизировать вред окружающей среде, маршрут проложили по участкам редколесья и старых гарей — лесным территориям с деревьями, погибшими от пожара.

 

Автор: Александр Собина

Источник: Парламентская газета, 02.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики