Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Выгоды и риски от поставок газа в Китай по "Силе Сибири"

Выгоды и риски от поставок газа в Китай по "Силе Сибири"

Россия и Китай в 2014 году с трудом договорились о стоимости поставок газа по трубопроводу "Сила Сибири", и до сих пор идут дискуссии о возможной убыточности контракта для России. Эксперты пояснили РИА Новости, почему экспорт в КНР все же выгоден для РФ и какие дальнейшие перспективы он открывает для российского газа.

"Газпром" и китайская CNPC подписали договор в мае 2014 года. Он заключен на 30 лет и предполагает выход на ежегодные поставки 38 миллиардов кубометров газа.

Строительство газопровода "Сила Сибири" заняло более пяти лет, его стоимость оценивается в 1,1 триллиона рублей. Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин в понедельник дали старт поставкам по трубопроводу.

ВЗАИМОВЫГОДНАЯ ЦЕНА

Согласно контракту "Газпрома" и CNPC, цена поставок по "Силе Сибири" привязана к цене на нефть. Такая формула несет в себе некоторые риски — от падения нефтяных котировок для российской стороны и их роста для китайской. Отсюда возникли опасения, что при неблагоприятной конъюнктуре проект вовсе может оказаться для России убыточным.

На вопрос об убыточности контракта еще в 2015 году отвечала глава "Газпром экспорта" Елена Бурмистрова. Она тогда заявила, что при ценах, которые были на тот момент, проект рентабелен, но долгосрочные прогнозы давать не стала. Бурмистрова отмечала, что контракт подписан на 30 лет, неизвестно, какие будут цены, поэтому преждевременно давать такие комментарии.

Опрошенные РИА Новости эксперты полагают, что ценовые параметры российско-китайского контракта взаимовыгодны.

"Это на сегодняшний день наиболее предсказуемая модель ценообразования, что важно для проектов с длительным сроком окупаемости", — сказал аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления "Сколково" Сергей Капитонов.

О выгодной для РФ цене заявил также замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

"Сейчас, по нашим оценкам, она даже выше, чем в Европе, но при этом ниже цены импорта СПГ в Китай, что делает ее выгодной и для китайской стороны", — подчеркнул эксперт.

По его мнению, при заключении контракта России в целом не потребовалось идти на какие-либо уступки, цена для Китая не была занижена и вполне конкурентоспособна.

ДРУГИЕ ПЛЮСЫ ДЛЯ РОССИИ

Вместе с тем, аналитики подчеркивают большие возможности в связи с началом поставок газа в Китай. Капитонов отмечает, что Россия обеспечила себе доступ к наиболее перспективному газовому рынку мира — потребление газа в КНР к середине 2030-х годов может увеличиться в два с половиной раза. Он также добавил, что запуск "Силы Сибири" создает задел и для новых газовых проектов с Китаем.

Немаловажен и эффект внутри страны. "Россия получила стимул к развитию месторождений Восточной Сибири, строительству газоперерабатывающих и газохимических мощностей. Без поставок газа в Китай эти стимулы близились бы к нулю, так как значительного внутреннего спроса на Дальнем Востоке фактически нет", — сказал Капитонов.

КИТАЙ В ЦЕЛОМ ДОВОЛЕН, НО ЦЕНОЙ — НЕ СОВСЕМ

Китай тоже заинтересован в расширении газового сотрудничества с РФ, особенно учитывая планы по переходу с угля на газ и улучшению экологической обстановки в стране.

Как заявил РИА Новости руководитель программы WWF России "климат и энергетика" Алексей Кокорин, запуск "Силы Сибири" позволит Китаю сократить количество выбросов углекислого газа в атмосферу. Об экологичности проекта говорил и председатель КНР Си Цзиньпин на церемонии начала поставок российского газа.

КНР уже активно ведет переговоры с "Газпромом" о дополнительных поставках по "Силе Сибири". Глава российской компании Алексей Миллер в июне сообщал, что речь идет о поставке еще 6 миллиардов кубометров газа в год.

Однако процесс снова могут затормозить разногласия по цене. КНР не хочет покупать дополнительный газ по текущей стоимости, сказал в октябре вице-президент PetroChina Company Limited (дочерняя компания CNPC) Лин Сяо. "Если бы текущая цена полностью устраивала нас, то тогда не нужно было бы вести переговоры о цене по дополнительным поставкам", — заявил он.

Источник: ПРАЙМ, 02.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики