Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Санкции США против "Северного потока-2" могут начать новую торговую войну

Санкции США против "Северного потока-2" могут начать новую торговую войну

Новые санкции против "Северного потока-2", которые планируют американцы, могут быть приняты довольно быстро, но это не сможет помешать строительству газопровода. Другое дело — торг по поводу заполнения объемов газопровода, который с большой долей вероятности будут вести США и Германия. В случае упорства Вашингтона ситуация может привести к новой торговой войне — на этот раз с Европой, считают опрошенные агентством "Прайм" эксперты.

По данным немецкого издания Bild, США планируют добиться "окольными путями" введения санкций против европейских компаний, участвующих в реализации проекта "Северный поток-2". Ограничения против европейских партнеров "Газпрома" должны войти в закон о военном бюджете США на следующий год. Ввести ограничения планируют до католического Рождества, пишет издание.

Для того, чтобы этот документ стал законом, нужно одобрение обеих палат Конгресса и подпись президента Дональда Трампа. Однако палата представителей и сенат США еще не достигли окончательного соглашения по законопроекту. При этом глава Минэнерго России Александр Новак заявлял, что начало поставок газа по газопроводу "Северный поток-2" может начаться ещё до Нового года.

По мнению экспертов, вероятность того, что данный проект будет принят в кратчайшие сроки, велика. "Законы, которые направлены против РФ, в американском конгрессе принимают в ускоренном режиме. Поэтому вероятность очередных ограничений по проекту "Северный поток-2" очень высокая. Во всяком случае, лишь Трамп способен отложить подписание на более длительный срок. Впрочем, сам американский лидер также продвигает интересы своих производителей СПГ, поэтому тянуть с подписанием не будет", — полагает ведущий аналитик "Открытия Брокер" Андрей Кочетков.

НЕПРОСТАЯ РИТОРИКА

Украинская сторона уже выразила надежду, что новые санкции США помогут не допустить запуска "Северного потока-2", являющегося альтернативой украинскому газовому транзиту. Срок договора по нему истекает 31 декабря текущего года, а условия нового до сих пор не согласованы. Киев рассчитывает использовать возможные санкции США против "Северного потока-2" как инструмент в переговорах по транзиту газа.

Меж тем, принятие этих ограничений вряд ли остановит реализацию проекта, уверены эксперты. "Даже формально закон о бюджете 2020 года вступит в силу только в следующем году, а "Северный поток-2" уже будет к этому моменту достроен", — указал ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков. По его мнению, если бы партнеры "Газпрома" испугались санкций в будущем, они бы и не вступили в проект. Сейчас они открыто говорят, что до тех пор, пока официального запрета нет, работа будет продолжаться. И, судя по всему, ее завершат до появления каких-либо запретов и санкций.

По мнению эксперта, риторика американских законодателей направлена на то, чтобы набрать очки на популистских заявлениях перед грядущими президентскими выборами-2020. Антироссийская тема очень популярна среди избирателей США, и политики хотят использовать этот козырь. "Показать себя главными борцами против России и "Северного потока-2" как главного ужаса Америки и Европы – означает стать популярным", — говорит он.

НАЧАЛО НОВОГО ТОРГА

В реальности такой закон — даже если его примут — может лишь повлиять на торг по параметрам использования нового газопровода. США давят на Германию и Европу, чтобы те не снимали с "Северного потока-2" ограничений Третьего энергопакета. Если санкции на 2020 год примут, то будет легче требовать сохранения ограничений, указывая немецким властям на то, что они идут вразрез с американской позицией, полагает Юшков. "Это и есть главный риск для "Газпрома" и России в целом", — указал он.

Впрочем, после запуска "Северного потока-2" и "Турецкого потока" на полную мощность у российской стороны появляется техническая возможность полностью отказаться от украинского транзита. При полной загрузке "Северный поток" уже прокачивал более 50 млрд кубометров газа в год, мощность "Северного потока-2" окажется не меньше. В прошлом году через украинскую ГТС прокачали 86,8 млрд кубометров газа, что сопоставимо с мощностью "Северного потока-2" и "Турецкого потока".

Если не будет европейских ограничений на использование внутренних европейских трубопроводных систем, а Германия настоит на исключении из Третьего энергопакета российских проектов, то на долю Украины останется 10-15 млрд кубов газа в год – столько, чтобы обеспечить поставки в сопредельные с ней страны, отметил Юшков.

ЕЩЕ ОДНА ТОРГОВАЯ ВОЙНА

При этом не исключено охлаждение отношений между Европой и США, если "страсти по газу" вызовут непреодолимые противоречия. Европейские партнеры "Газпрома" многократно выступали против американского давления. Бывало, что посольство США в Германии заходило слишком далеко, указывая в своих письмах конкретные действия против "Северного потока-2", напомнил Кочетков.

Соответственно, американские ограничения могут быть проигнорированы, поскольку до запуска остается совсем немного. Если же США будут настаивать на санкциях, то в Германии уже предупредили об ответных мерах. Некоторые немецкие политики уже заговаривают о встречных санкциях ЕС и ФРГ против США в связи с "Северным потоком-2".

"В целом недовольство политикой Вашингтона растет с завидным постоянством. В Европе крайне недовольны тем, что США навязывают как свое вооружение, так и прочие товары экспорта, хотя у европейских стран есть более дешевые альтернативы. Все это намекает на то, что после торговой войны с Китаем может разгореться столь же жестокая торговая война США с Евросоюзом", — заключил эксперт.

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 02.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики