Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Выгорит ли «Дело» у «Росатома»? Госкорпорация планирует развивать контейнерные перевозки по Севморпути

Выгорит ли «Дело» у «Росатома»? Госкорпорация планирует развивать контейнерные перевозки по Севморпути

Есть ли у проекта перспективы? Эксперт Дмитрий Адамидов считает, что Северный морской путь — «это задел на будущее»

«Росатом» покупает неконтрольную долю в компании «Дело» Сергея Шишкарева, сообщает РБК. Госкорпорация планирует совместно с новым партнером создать новое логистическое направление, которое в перспективе будет конкурировать с Суэцким каналом.

«Росатом» — оператор Северного морского пути и владелец атомного ледокольного флота. У компании «Дело» Сергея Шишкарева — восемь морских контейнерных терминалов на Балтике, Дальнем Востоке и в Азово-Черноморском бассейне — есть что объединять.

Другой вопрос, будут ли востребованы морские контейнерные перевозки из Азии в Европу через Арктику. Китай, например, активно продвигает Новый Шелковый путь, который предполагает доставку грузов в Старый Свет по суше. И пока перспективы совместного проекта «Росатома» и Шишкарева выглядят не слишком привлекательно, считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов.

«Морские контейнерные перевозки, наверное, в теории смысл в этом есть на горизонте 30 лет, и, наверное, большой. Но сейчас пока все это достаточно сомнительно с экономической точки зрения. С другой стороны, транспортную артерию осваивать надо, ее как-то надо позиционировать, застолбить, опробовать, чтобы быть готовым к приему больших грузов. В принципе, это логично. Если там не указаны сроки, я думаю, что это тоже не случайно, потому что СМП — это задел на будущее, который будет актуален во второй половине 20-х годов, не раньше».

По данным РБК, переговоры между «Росатомом» и Шишкаревым начались уже после того, как бизнесмен объявил о своем намерении принять участие в аукционе за «Трансконтейнер». Он в итоге победил, обойдя в том числе Романа Абрамовича, который через «Енисей капитал» уже контролирует почти 25% «Трансконтейнера».

Для Абрамовича в покупке оператора контейнерных перевозок был вполне понятный стимул. Победитель аукциона должен выставить оферту на выкуп акций остальным совладельцам «Трансконтейнера», а структурам Абрамовича пришлось бы выкупать меньше, нежели другим.

Однако Шишкарев предложил 60 млрд рублей за 50% + 2 акции «Трансконтейнера» — вдвое больше от стартовой цены. И еще столько же ему придется направить на выкуп оставшихся акций, если оферта будет исполнена.

Финансировать покупку «Трансконтейнера» госкорпорация не будет. По словам Шишкарева, на это он направит собственные средства и кредиты от Сбербанка. Но не исключено, что Шишкарев подразумевал дальнейшее сотрудничество с «Росатомом». Ситуацию комментирует генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Партнерство с «Росатомом» — один из возможных вариантов, кто изначально мог стоять за Шишкаревым. В этом плане здесь логика определенная есть. Шишкарев купил актив и знал уже ту схему, которая будет под этот актив реализована. Как известно, «Росатом» оператор Севморпути. Сейчас у нас с Северным морским путем творится настоящее безумие. Мы все знаем, что есть знаменитый инаугурационный указ Путина, где записано, что надо 80 млн тонн к 2024 году грузопотока по Севморпути обеспечить. Развитие Севморпути идет уже по принципу советской экономики: главное — результат, цены потом на калькуляторе посчитаем».

Если предположения верны, то получается, что «Трансконтейнер», по сути, переходит от РЖД к «Росатому», потому что последнему нужен оператор для развития Севморпути. А Шишкарев помог госкорпорации, наверное, не в ущерб себе.

Формальности тоже соблюдены: аукцион состоялся, есть покупатель, предложивший за «Трансконтейнер» наибольшую сумму. Другое дело, что выглядит это, как перекладывание денег из одного кармана в другой, потому что и РЖД, и «Росатом» контролирует государство.

Источник: BFM.RU, 04.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики