Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина теряет деньги России и Европы в игре США по "Северному потоку-2"

Украина теряет деньги России и Европы в игре США по "Северному потоку-2"

Критика в бундестаге позиции Украины по "Северному потоку-2" и угроза лишением финансирования – четкий сигнал Евросоюза Киеву. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

"Страна, которая получила и получает большую политическую и финансовую поддержку от ЕС, но в то же время выступает за экстерриториальные санкции США, которые торпедируют нашу энергетическую политику, ставит под вопрос эту помощь", - заявил глава комитета бундестага по экономике и энергетике Клаус Эрнст об Украине в интервью РИА "Новости". Ранее Киев заявил, что рассчитывает использовать возможные санкции США против "Северного потока-2" как инструмент в переговорах с Россией по транзиту газа.

"Немецкий парламентарий своей критикой позиции Украины по "Северному потоку-2" подает вполне четкий и серьезный сигнал Киеву, - отмечает специалист. – Эрнст показал, что европейцы подталкивают украинскую сторону занять конструктивную позицию в ведущихся газовых переговорах с Москвой при участии Европы. И недвусмысленно предупреждает, что Киеву не следует играть в игру, затеянную американцами вокруг украинского транзита газа из России в Европу. ЕС разгадал эту игру.

Американцы используют Украину для срыва трехсторонних переговоров, что приведет к транзитному кризису 1 января 2020 года и прекратит поставки "голубого топлива" в страны Евросоюза. Как мы понимаем, этот вариант крайне нежелателен России и Европе, но дает США шансы на повышение продаж их сжиженного природного газа (СПГ) на европейском рынке, что потеснит позиции РФ. При этом за американский газ страны ЕС вынуждены будут переплатить, а подводит к этому сценарию Европу именно Украина".

Фактор Украины

Действующий договор на транзит газа по Украине из РФ в Европу заканчивается 1 января 2020 года, сейчас с Киевом Москва и Брюссель ведут переговоры о новом соглашении. Причем украинская сторона заняла позицию, которая неприемлема для Москвы – она требует долгосрочного контракта, предусматривающего ежегодный объем прокачки газа не менее 60 млрд кубометров. Москва достраивает более удобные и выходные обходные газопроводы, так что условия Киева ей не интересны.

При этом Украина не готова отказаться от судебных претензий к России, которые выставляет в международных арбитражах на 22 млрд долларов. А это одно из базовых требований Москвы. Правда, на руках Киева лишь одно решение Стокгольмского арбитража, присудившее выплату 2,6 млрд долларов, но о будущих выигрышах в судах Украина заявляет, как о свершившемся факте. При этом и продлевать на год действующий сейчас договор Киев не согласен, заявляя, что с 1 января поступивший без соглашения газ будет отбирать в свои хранилища.

"Вся эта ситуация не может не беспокоить Европу, которая оказалась в ситуации возможной остановки транзита газа в разгар зимы. И слова Эрнста – далеко не первый сигнал ведущих игроков Евросоюза Киеву, что украинской стороне стоит быть более договороспособной в переговорах. Подобные посылы мы слышали и раньше, и они становятся все более настойчивыми с приближением дня, когда транзит может прекратиться. Угроза лишить Украину финансовой помощи – это рычаг давления.

И слова Клауса не случайно прозвучали именно сейчас – менее, чем через неделю, состоится встреча "нормандской четверки", в рамках которой президенты РФ и Украины Владимир Путин и Владимир Зеленский проведут также двусторонние переговоры. Есть все основания полагать, что на этой встрече газовая тема станет одной из основных для обсуждения. Берлин заранее предупреждает украинское руководство, что не стоит играть против Европы – это не в ее интересах", - подчеркивает эксперт.

Намек на "Северный поток"

Конгресс США планирует остановить реализацию проекта газопровода "Северный поток-2" через закон о национальной обороне на 2020 год. При этом окончательного согласия между палатой представителей и сенатом США по этому вопросу пока нет. Тем временем, проект уже практически реализован – подводная часть газопровода полностью проложена за исключением небольшого отрезка в районе Дании, активно ведутся работы по строительству надземной инфраструктуры. Газ по магистрали пойдет уже весной.

Проект "Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Эрнст не исключил, что Германия примет контрмеры в случае ввода США санкций против "Северного потока-2". По его словам, речь может идти о повышении пошлин на американский СПГ. Украина, которая опасается потерять доходы от транзита российского газа, поддерживает США в намерении блокировать строительство и работу трубопровода.

"Пока сложно сказать, подчинится ли Украина сигналам Европы в вопросе переговоров и позиции по российско-германскому газопроводу. Понятно, что с точки зрения собственного развития и доходов в интересах Киева договориться о будущем транзите и прямых поставках газа из России на Украину. То есть найти компромисс и не ставить под угрозу интересы РФ и Европы. Но какую позицию в конечном итоге займут политики этой страны, предсказать невозможно.

Эта неопределенность возникает из-за США, которые могут повлиять на принятие решений Киевом, что перевесит собственные национальные интересы Украины. Есть и шансы, что все же возобладает здравый смысл. Европа в данном случае заботится исключительно о своих интересах, а значит, она заинтересована в том, чтобы принудить Киев к договоренностям. И чем ближе 1 января, тем эта заинтересованность будет крепнуть", - заключает Алексей Гривач.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 04.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики