Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Сила Сибири» открыла Китай, «Сила Сибири-2» развернет потоки из Европы

«Сила Сибири» открыла Китай, «Сила Сибири-2» развернет потоки из Европы

«Сила Сибири» открыла «газовое окно» России в Китай. Мега-проект «Газпрома» дал доступ российскому трубопроводному газу в Азию. По мнению экспертов, «Сила Сибири» диверсифицирует для России рынки сбыта, но для того, чтобы «Газпром» мог балансировать потоками в Европу и Азию, необходимо строить «Силу Сибири-2».

В понедельник лидеры России и Китая дали команду на запуск «Силы Сибири», по которой Китай будет получать 38 млрд кубометров газа в год. На полную мощность проект выйдет к 2025 году, когда к нему подключат, кроме Ковыктинского месторождения, еще и Чаяндинское.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что после выхода на контрактные объемы экспорт через «Силу Сибири» будет приносить «Газпрому» 20−25% экспортных доходов. «И это только начало, поскольку идут переговоры и о расширении поставок по этому газопроводу и о реализации других проектов по экспорту газа в Китай», — говорит эксперт. Ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер говорил о дополнительных 6 млрд кубометрах. 

Замдиректора ФНЭБ полагает, что «Сила Сибири» вывела «Газпром» на новый ёмкий, быстро растущий рынок, который имеет к тому очень хорошие перспективы дальнейшего расширения. «Всё это диверсифицирует бизнес, делает его более устойчивым и создаёт новые возможности для роста. По самым скромным оценкам, потребление газа в Китае вырастет с 300 до 500 млрд кубометров к 2030 году», — замечает Алексей Гривач.

Эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев говорит, что для расчета прибыльности «Силы Сибири» нужно сопоставить сумму затрат, которая, во-первых, достоверно неизвестна (в 2014 году называли $ 55 млрд), а во-вторых, еще не окончательна, с условиями контракта «Газпрома» с Китаем, которые не раскрываются. «Так что пока мы можем рассуждать в очень широком диапазоне оценок, — рассказывает эксперт. — В любом случае, вряд ли тут пока можно говорить о прямой и непосредственной окупаемости проекта, по крайней мере, в ближайшие годы. Объемы поставок по „Силе Сибири“ в следующем году составят лишь около 5 млрд кубометров, а чтобы выйти на проектную мощность в 38 млрд кубометров в год, нужно еще вложиться в разработку месторождений, которые смогут наполнить эту трубу газом, а также в строительство Амурского газоперерабатывающего завода, который будет доводить газовую смесь из месторождений до товарного состояния перед отправкой в Китай».

В любом случае, считает эксперт-аналитик АО «ФИНАМ», «Сила Сибири» придает смысл разработке новых месторождений природного газа в восточносибирской нефтегазовой провинции, а условный коммерческий выигрыш для акционеров «Газпрома» от запуска газопровода состоит хотя бы в том, что объемы экспорта газа начнут постепенно расти, а затраты на его строительство наконец прекратятся.

Есть сегодня и те, кто критикует проект, говорит ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков. «Но тоже самое было, когда СССР запустил и первые экспортные газопроводы в Европу, потому что не было прибыли, так как приходилось расплачиваться за поставленные трубы», — отметил эксперт.

По мнению замдиректора ФНЭБ Алексея Гривача, контрактная цена газа для Китая выше, чем в среднем при поставках в Европу и формируется она по формуле с привязкой к нефти. 

Сегодня европейский рынок находится под избыточным давлением со стороны поставщиков СПГ, однако для того, что «Газпром» мог глобально управлять, куда подавать газ, в Азию или Европу, необходима «Сила Сибири-2». Этот проект мощностью 30 млрд кубометров предполагает строительство газопровода с месторождений в Западной Сибири, откуда газ подается в Европу.

«С точки зрения эффективности проект газопровода „Алтай“ (теперь его называют „Сила Сибири-2“), возможно, более удачный. Он бы заполнялся газом с действующих месторождений Западной Сибири, и кроме того, позволял бы перебрасывать газ с европейского на восточное направление. У „Силы Сибири“ нет такой возможности», — говорит Алексей Калачев. Он добавляет, что до последнего времени китайская сторона не проявляла интереса к «Силе Сибири-2»: «Лишь в прошлом году на Восточном экономическом форуме ситуация сдвинулась с мертвой точки, когда президент РФ и Председатель КНР поручили согласовать все необходимое для строительства газопровода по западному маршруту».

Первоначальный проектный маршрут «Силы Сибири-2» заходил в Китай на западе страны, в то время как основное потребление находится на восточном побережье. «Для страны это означает огромные расходы на строительство новой инфраструктуры и, соответственно, рост затрат на российский газ. Поэтому Китай и не выражал особой заинтересованности в проекте», — говорит Игорь Юшков. Последний вариант предполагает компромисс — маршрут через Монголию срезает путь на восток Китая. При этом вопроса, поставлять газ в Азию или Европу из Западной Сибири, не будет в принципе, считает ведущий аналитик ФНЭБ: «Центр российской газодобычи постепенно смещается на север, однако и на юге Западной Сибири есть регион, который обеспечит дополнительную добычу до 150 млрд кубометров в год, которые можно поставлять в Китай. В отличие от нефти, у наших компаний вообще нет проблем с добычей газа, есть проблемы со сбытом». 

Игорь Юшков полагает, что сейчас складывается хорошая ситуация для новых российских газовых проектов в Китай, так как Россия, в отличие от других поставщиков, может гарантировать долгосрочную стабильность и безопасность поставок: «С одной стороны, Туркмения, которая является крупнейшим поставщиком газа в Китай, граничит с Афганистаном, а само поведение туркменских властей вызывает у Пекина вопросы о ее адекватности. С другой, торговый и политический конфликт с США не прекращается и тем самым снижается безопасность поставок и с юга — танкерами СПГ через Малаккский залив».

Источник: EADaily, 05.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики