Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Сила Сибири» открыла Китай, «Сила Сибири-2» развернет потоки из Европы

«Сила Сибири» открыла Китай, «Сила Сибири-2» развернет потоки из Европы

«Сила Сибири» открыла «газовое окно» России в Китай. Мега-проект «Газпрома» дал доступ российскому трубопроводному газу в Азию. По мнению экспертов, «Сила Сибири» диверсифицирует для России рынки сбыта, но для того, чтобы «Газпром» мог балансировать потоками в Европу и Азию, необходимо строить «Силу Сибири-2».

В понедельник лидеры России и Китая дали команду на запуск «Силы Сибири», по которой Китай будет получать 38 млрд кубометров газа в год. На полную мощность проект выйдет к 2025 году, когда к нему подключат, кроме Ковыктинского месторождения, еще и Чаяндинское.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что после выхода на контрактные объемы экспорт через «Силу Сибири» будет приносить «Газпрому» 20−25% экспортных доходов. «И это только начало, поскольку идут переговоры и о расширении поставок по этому газопроводу и о реализации других проектов по экспорту газа в Китай», — говорит эксперт. Ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер говорил о дополнительных 6 млрд кубометрах. 

Замдиректора ФНЭБ полагает, что «Сила Сибири» вывела «Газпром» на новый ёмкий, быстро растущий рынок, который имеет к тому очень хорошие перспективы дальнейшего расширения. «Всё это диверсифицирует бизнес, делает его более устойчивым и создаёт новые возможности для роста. По самым скромным оценкам, потребление газа в Китае вырастет с 300 до 500 млрд кубометров к 2030 году», — замечает Алексей Гривач.

Эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев говорит, что для расчета прибыльности «Силы Сибири» нужно сопоставить сумму затрат, которая, во-первых, достоверно неизвестна (в 2014 году называли $ 55 млрд), а во-вторых, еще не окончательна, с условиями контракта «Газпрома» с Китаем, которые не раскрываются. «Так что пока мы можем рассуждать в очень широком диапазоне оценок, — рассказывает эксперт. — В любом случае, вряд ли тут пока можно говорить о прямой и непосредственной окупаемости проекта, по крайней мере, в ближайшие годы. Объемы поставок по „Силе Сибири“ в следующем году составят лишь около 5 млрд кубометров, а чтобы выйти на проектную мощность в 38 млрд кубометров в год, нужно еще вложиться в разработку месторождений, которые смогут наполнить эту трубу газом, а также в строительство Амурского газоперерабатывающего завода, который будет доводить газовую смесь из месторождений до товарного состояния перед отправкой в Китай».

В любом случае, считает эксперт-аналитик АО «ФИНАМ», «Сила Сибири» придает смысл разработке новых месторождений природного газа в восточносибирской нефтегазовой провинции, а условный коммерческий выигрыш для акционеров «Газпрома» от запуска газопровода состоит хотя бы в том, что объемы экспорта газа начнут постепенно расти, а затраты на его строительство наконец прекратятся.

Есть сегодня и те, кто критикует проект, говорит ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков. «Но тоже самое было, когда СССР запустил и первые экспортные газопроводы в Европу, потому что не было прибыли, так как приходилось расплачиваться за поставленные трубы», — отметил эксперт.

По мнению замдиректора ФНЭБ Алексея Гривача, контрактная цена газа для Китая выше, чем в среднем при поставках в Европу и формируется она по формуле с привязкой к нефти. 

Сегодня европейский рынок находится под избыточным давлением со стороны поставщиков СПГ, однако для того, что «Газпром» мог глобально управлять, куда подавать газ, в Азию или Европу, необходима «Сила Сибири-2». Этот проект мощностью 30 млрд кубометров предполагает строительство газопровода с месторождений в Западной Сибири, откуда газ подается в Европу.

«С точки зрения эффективности проект газопровода „Алтай“ (теперь его называют „Сила Сибири-2“), возможно, более удачный. Он бы заполнялся газом с действующих месторождений Западной Сибири, и кроме того, позволял бы перебрасывать газ с европейского на восточное направление. У „Силы Сибири“ нет такой возможности», — говорит Алексей Калачев. Он добавляет, что до последнего времени китайская сторона не проявляла интереса к «Силе Сибири-2»: «Лишь в прошлом году на Восточном экономическом форуме ситуация сдвинулась с мертвой точки, когда президент РФ и Председатель КНР поручили согласовать все необходимое для строительства газопровода по западному маршруту».

Первоначальный проектный маршрут «Силы Сибири-2» заходил в Китай на западе страны, в то время как основное потребление находится на восточном побережье. «Для страны это означает огромные расходы на строительство новой инфраструктуры и, соответственно, рост затрат на российский газ. Поэтому Китай и не выражал особой заинтересованности в проекте», — говорит Игорь Юшков. Последний вариант предполагает компромисс — маршрут через Монголию срезает путь на восток Китая. При этом вопроса, поставлять газ в Азию или Европу из Западной Сибири, не будет в принципе, считает ведущий аналитик ФНЭБ: «Центр российской газодобычи постепенно смещается на север, однако и на юге Западной Сибири есть регион, который обеспечит дополнительную добычу до 150 млрд кубометров в год, которые можно поставлять в Китай. В отличие от нефти, у наших компаний вообще нет проблем с добычей газа, есть проблемы со сбытом». 

Игорь Юшков полагает, что сейчас складывается хорошая ситуация для новых российских газовых проектов в Китай, так как Россия, в отличие от других поставщиков, может гарантировать долгосрочную стабильность и безопасность поставок: «С одной стороны, Туркмения, которая является крупнейшим поставщиком газа в Китай, граничит с Афганистаном, а само поведение туркменских властей вызывает у Пекина вопросы о ее адекватности. С другой, торговый и политический конфликт с США не прекращается и тем самым снижается безопасность поставок и с юга — танкерами СПГ через Малаккский залив».

Источник: EADaily, 05.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики