Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лукашенко и Путину придется обсудить два основных вопроса: нефть и газ

Лукашенко и Путину придется обсудить два основных вопроса: нефть и газ

Политолог считает, что достижения Союзного государства могут служить моделью для евразийских структур, в том числе в части рынка труда и социальных гарантий.

Основными двумя вопросами, которые предстоит обсудить президентам Беларуси и России, станут цена на газ и последствия налогового маневра, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (РФ) Игорь Юшков.

Такое мнение он высказал во время телемоста "Москва-Минск" на тему "20 лет Союзного государства Беларуси и России. Перспективы экономического развития", который прошел в мультимедийном пресс-центре Sputnik.

"Компенсация за налоговый маневр и продление скидки на газ – это те два основных вопроса, которые будут как минимум обсуждены на встрече президентов", – сказал Юшков.

По его словам, это именно те дорожные карты, по которым вряд ли получится принять решение на уровне премьеров, и они будут вынесены на уровень президентов.

Что же касается газа, отметил Юшков, то речь идет о продлении на 2020 год соглашения о цене, которая была для Беларуси в 2018 и 2019 годах – 127 долларов за 1000 кубометров.

Союзное государство

Во время телемоста основное внимание было уделено теме Союзного государства Беларуси и России. Известный российский политолог, профессор факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Владимир Рыжков назвал правильным шагом подписание 20 лет назад соглашения о Союзном государстве.

Он рассказал, что присутствовал на церемонии подписания этого документа в Кремле.

"Тогда Борис Николаевич Ельцин пригласил туда (в Кремль, на подписания договора – Sputnik) большую группу российских депутатов, которые сидели и радовались этому", – сказал Рыжков.

Главный смысл

Рыжков отметил, что "в основе идеи создании Союзного государства лежал прагматизм и трезвый расчет. Ведь распад Советского Союза (...) нанес вред экономикам всех стран. Ущерб был гигантский, и так как экономики Беларуси и России были глубоко интегрированы, то прагматизм заключался в том, чтобы смягчить шок от распада Советского Союза, сохранить экономические, человеческие, культурные и образовательные связи".

По его словам, в целом прошедшие 20 лет подтвердили правильность этого шага.

Больше позитива

Рыжков также считает, что нужно меньше критиковать проект Союзного государства.

"В последнее время очень много критикуют проект Союзного государства России и Беларуси. Во многом эта критика справедлива, но достижений тоже очень много: и социальные гарантии, и свобода движения товаров, и свобода движения людей, и высокая степень доверия, и торговля", – пояснил политолог.

"Поэтому мы не должны в негативных тонах оценивать проект Союзного государства", – отметил Рыжков. По его мнению, достижения Союзного государства могут служить моделью для евразийских структур, в том числе в части рынка труда, социальных гарантий.

Вопрос суверенитета

Рыжков считает, что вопрос суверенитета в контексте союзной тематики толкуется "очень примитивно: либо да, либо нет (в двоичной системе)".

"Либо у нас суверенитет, либо мы его потеряли. В реальности это все не так. И классический пример здесь – Европейский союз, где делегирование суверенитета странами-участницами на наднациональный уровень условного Брюсселя продолжается уже 70 лет", – сказал Рыжков.

По его словам, в этом вопросе ЕС продвигается постепенно, последовательно и малыми шагами. Он уже 70 лет идет по пути глубокой экономической интеграции, и только потом постепенно будет выход на политическую интеграцию.

В данной связи он прокомментировал высказывание премьер-министра России Дмитрия Медведева о том, что Беларуси не надо бояться интеграции и потери суверенитета.

"Все идет нормально, спокойно, в этом же ключе нужно продолжать действовать, помнить об общественном мнении, помнить о гражданских обществах в Беларуси и России. Не делать резких движений, углублять экономическую интеграцию и постепенно усиливать координацию в том, что неофункционализм называет высокой политикой: оборона, безопасность и внешняя политика", – уточнил Рыжков.

Многовекторность как данность

В свою очередь, белорусский политолог, доцент факультета журналистики БГУ Вадим Елфимов заявил, что интеграция в рамках Союзного государства не является угрозой потери суверенитета ни одной из стран.

"В настоящий момент уровень нашей интеграции таков, что суверенитет, как отмечают президенты, это святое", – сказал он.

Он также коснулся вопросов взаимоотношений Беларуси, России и Европейского союза. По его словам, Беларусь заинтересована, чтобы у России нормализовались взаимоотношения с ЕС.

"У Беларуси был сложный период с ЕС, минимум 15 лет мы находились под санкциями, да еще и находимся. Мы тихонечко выходим из-под санкционного давления и занимаемся нормализацией отношений. И российская сторона должна понимать, что Беларусь выступает за нормализацию отношений со всеми партнерами", – сказал политолог.

По его словам, многовекторность белорусской политики не отменяет приоритетов, а для Беларуси таковым является Россия, о чем всегда говорит белорусский президент.

Полную видеозапись телемоста "Москва-Минск" на тему "20 лет Союзного государства Беларуси и России. Перспективы экономического развития" смотрите на YouTube-канале Sputnik.

Источник: Sputnik Беларусь, 05.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики