Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Манипулирование рынком»: почему в «Нафтогазе» заявили о возможном росте цен на топливо для Европы

«Манипулирование рынком»: почему в «Нафтогазе» заявили о возможном росте цен на топливо для Европы

Цены на газ в Европе могут вырасти вдвое, если прекратится транзит российского топлива через украинскую территорию. Об этом заявил глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, назвав маловероятным сценарий, при котором транспортировка сырья продолжится без заключения контракта с «Газпромом». Эксперты считают, что подобные прогнозы носят спекулятивный характер и нацелены на манипулирование рынком. 

Европейские потребители могут столкнуться с повышением цены на газ в начале 2020 года, если Россия и Украина не смогут прийти к соглашению по вопросу транзита российского топлива через украинскую территорию. Такое мнение в интервью изданию Liga.net высказал председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев.

«Кризисные цены спрогнозировать сложно, но думаю, я не ошибусь, если скажу, что цена на первых порах может и удвоиться. Например, в марте 2018 года, когда «Газпром» отказался поставлять предоплаченный газ, цена поднялась на 80% за несколько часов», — заявил Коболев.

По его словам, рост стоимости сырья в Евросоюзе приведёт к аналогичному процессу на Украине. Он также заверил, что Украина при отсутствии каких-либо форс-мажорных ситуаций сможет спокойно пройти зиму, даже если транзитный договор так и не будет продлён.

«У нас рекордные запасы газа, и мы готовы обходиться без импорта в течение I квартала 2020 года. Мы старались подготовиться и технически, и операционно к разным ситуациям», — констатировал Коболев.

Глава «Нафтогаза» также назвал маловероятным сценарий, при котором российская компания продолжит транзит газа в Европу без заключения контракта с украинской стороной.

«Если гипотетически предположить, что контракта нет, а поступление газа есть, то приём такого ресурса несёт для Украины определённые риски. Если принимать газ без контракта, у нас не будет оснований для его замера. Соответственно, любая сторона, например российская, может обвинить нас в краже газа. К тому же нас могут обвинить в контрабанде. Это серьёзный вопрос», — пояснил он.

26 ноября исполнительный директор компании «Нафтогаз» Юрий Витренко в своём Facebook написал, что при отсутствии соглашения «газ неопределённого собственника», поступающий с территории РФ и предназначенный для европейцев, будет закачиваться Украиной в собственные хранилища, пока будет происходить документальное оформление сырья.

Ранее министр энергетики и защиты окружающей среды Украины Алексей Оржель заявлял, что предварительно на 5 декабря намечен очередной раунд трёхсторонних консультаций по газу (Россия, Украина, Евросоюз). Глава российского Минэнерго Александр Новак допускал возможность проведения встречи в этот день, если «Нафтогаз» и «Газпром» придут к консенсусу по техническим деталям.

Между тем портал Hromadske со ссылкой на пресс-службу украинского энергетического ведомства сообщил о срыве переговоров, намеченных на эту дату.

Теперь обсуждение вопроса транзита газа через Украину может состояться 9 декабря, когда в Париже пройдёт саммит «нормандской четвёрки». По словам украинского лидера Владимира Зеленского, эта тема может быть затронута на встрече, участником которой также является президент России Владимир Путин.

«В любом случае будет стресс»

Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович в беседе с RT назвал «спекулятивным» заявление главы «Нафтогаза» Андрея Коболева о том, что цены на газ в Европе могут увеличиться вдвое, если не будет договора о транзите топлива через Украину.

«Если прекратится транзит, газовые биржи в панике могут отреагировать очень быстрым взлётом цен. Это не значит, что цена обязательно вырастет вдвое: она может увеличиться в полтора раза. Если прерывание транзита будет сопровождаться другими проблемами, то может произойти рост в два раза. Но я всё-таки думаю, что этого вряд ли стоит ожидать. В любом случае будет стресс для газовой ситуации», — заявил эксперт.

По его мнению, украинская сторона такими заявлениями пытается заставить европейские страны «надавить» на «Газпром». При этом он не исключил возможности поставок российского газа без контракта.

«В принципе, поставки без контракта возможны. Они уже были. В январе — феврале 2019 года российский газ шёл в Армению через Грузию без контракта, а потом страны постфактум договорились, и стоимость транзита была оплачена», — подчеркнул эксперт.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин также назвал слова Коболева «страшилкой» для европейцев, но отметил, что даже в случае остановки транзита у Европы есть запасы топлива.

«По классике жанра, это заявление называется активным манипулированием рынком. Понятно, что рынок газа весьма волатилен и очень чутко реагирует на любое изменение предложения. За примерами далеко ходить не надо: когда были аномально холодные периоды зимой, цены тоже взлетали многократно и доходили до очень серьёзных величин», — подчеркнул собеседник RT.

Авторы: Роман Шимаев, Кирилл Горшенин, Анастасия Румянцева

Источник: RT, 05.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики