Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: Лукашенко требует от Москвы односторонних уступок

С. Митрахович: Лукашенко требует от Москвы односторонних уступок

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Минск не просит у Москвы дешевый газ или дешевую нефть. По его словам, Белоруссия готова платить, но для успеха интеграции условия должны быть равными для двух стран. Об этом он сообщил на встрече с Владимиром Путиным в Сочи.

Само по себе предложение о заниженной цене на газ — это спекуляция. В некоторых регионах России цена на газ выше, чем та, о которой говорит Лукашенко. Кроме того, в данный момент происходят изменения в экономических отношениях между странами, что также вызывает негативные эмоции у Минска. Такое мнение в беседе с ИА «Новороссия» высказал эксперт Финансового университета при Правительстве Российской Федерации и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

«Дело в том, что Россия и Белоруссия не могут иметь одинаковые цены на различные товары, пока не произойдет более масштабной экономической интеграции, включая создание единого бюджета и налоговой системы. Сама по себе ситуация, при которой у нас формируется интеграционная повестка дня, но какие-то товары выведены за ее пределы и цены на них отличаются — вполне нормальная. Когда у нас будет дальнейшее продвижение в области Евразийского экономического союза — тогда можно будет ставить вопрос о том, чтобы энергетические товары сближались по цене. Поэтому после того, как Лукашенко согласится создать единый бюджет и единую валюту — естественно российский рубль, а не белорусский — тогда можно будет говорить о выравнивании цен на газ.

 

В России цена на газ тоже разная. Цена на Ямале, где добывается газ, отличается от его стоимости в Смоленской области, на которую смотрит Лукашенко. В Ленинградской области цена — абсолютно другая. У нас, в зависимости от времени года, стоимость газа в Ленинградской области может быть выше, чем в Смоленской. Так оно обычно и бывает. Получается, Лукашенко хочет самую выгодную ему цену на газ в России. Это, конечно, не тот вариант, на который согласится Москва», — высказал свое мнение специалист.

 

Правительство Белоруссии привыкло к тому, что часть бюджета страны формируется за счет субсидий Российской Федерации, — продолжает эксперт. — И на этом Минск не останавливается, занимаясь реэкспортом углеводородов.

«Кроме того, если говорить о нефти — в России пока что происходит налоговый маневр, который приведет к увеличению стоимости нефти для Белоруссии. Причем мы ее не делаем дорогой, а лишь убираем часть имеющихся субсидий, которые сейчас фактически поступают в бюджет Белоруссии из-за того, что она получает нефть без пошлины. Также Белоруссия может заниматься «перетаможкой». Фактически, это перечисление денег из российского бюджета в белорусский.

 

Что такое «перетаможка»? Нефть из России идет без пошлины в Белоруссию, а дальше ее отправляют на экспорт и эти пошлины Белоруссия оставляет себе — в российский бюджет она ничего не перечисляет. Это называют «перетаможкой», а де-факто это форма субсидий из российского бюджета для Белоруссии. Часть этих субсидий по-прежнему остаются, но некоторые — уменьшатся в ходе налогового маневра. Понятно, что Лукашенко это не очень нравится», — считает эксперт.

 

Путь к получению экономических преференций лежит через сближение Минска с Москвой, — отмечает спикер. — Но Белоруссия упорно отказывается выполнять пожелания России, за что и получает соответствующую реакцию.

«Если мы хотим двигаться к сближению в области энергетики, то этому должно соответствовать и сближение в других вопросах, в частности налоговая и бюджетная система, единая валюта с общим инвестиционным центром в Москве — тут других вариантов быть не может. Вообще, неплохо бы посмотреть на внешнеполитические приоритеты Белоруссии. Например, нормально ли говорить о получении внутрироссийских цен на газ, учитывая, что Белоруссия против размещения военной базы России на своей территории: она также не признает Крым частью России, как и Абхазию с Южной Осетией — независимыми государствами.

Белоруссия демонстративно не отправляла даже взвод военных медиков в Сирию, тем самым показывая, что она не имеет отношение к российским делам. Возникает вопрос: действительно ли Белоруссия готова к интеграции? Когда на этот вопрос четко ответят, тогда мы и сможем двигаться дальше в инвестиционных вопросах — а пока он подвис в воздухе. В принципе, ничего страшного в этом нет — у нас еще осталось время, чтобы заниматься этим вопросом. Будем решать вопросы постепенно», — резюмировал Станислав Митрахович.

Источник: ИА «Новороссия», 08.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики