Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Влететь в трубу: Минэнерго готовит приватизацию газовых сетей

Влететь в трубу: Минэнерго готовит приватизацию газовых сетей

Реализация идеи может привести к повышению цен для населения, считают в парламенте

В случае принятия закона о приватизации газовых сетей в России могут вырасти цены на голубое топливо для населения. Об этом «Известиям» заявили в Госдуме и Совете Федерации, комментируя документ, который Министерство энергетики намерено внести на рассмотрение парламента в 2020-м. В самом ведомстве убеждены в обратном: там утверждают, что подорожания топлива не случится, а необходимость приватизации объясняют важностью правильной эксплуатации газовых сетей. Однако опрошенные «Известиями» эксперты согласны с парламентариями. По их мнению, граждане уже сегодня сталкиваются с огромной разницей в стоимости подключения к сетям у частников и государства.

Правки поправок

Как пояснили «Известиям» в Минэнерго, после прохождения всех процедур согласования законопроект может быть внесен в Госдуму уже во II квартале 2020 года. Документ подразумевает внесение поправок в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», уточняющих особенность передачи в собственность сетей газораспределения и газоснабжения.

В сопроводительной записке министерство объясняет целесообразность принятия поправок коллизией в законодательстве, которое сегодня считает «спорным» вопрос приватизации газовых сетей в России. Суды отменяют сделки по передаче государственных трубопроводов в частную собственность, если они имеют социально значимый характер. В документе также отмечается, что в настоящее время в региональной и муниципальной собственности находятся объекты газоснабжения, содержание которых сопряжено со значительными затратами местных бюджетов.

«Таким образом, прямое закрепление в законе нормы о приватизации представляется актуальным не только в целях устранения коллизий в законодательстве, но и в последовательной реализации мероприятий по обеспечению надлежащего содержания и эксплуатации таких объектов лицами, обладающими необходимой компетенцией», — подчеркивают в Минэнерго.

Как пояснили «Известиям» в министерстве, вопрос приватизации газовых сетей обсуждается давно. Несколько лет назад он был рассмотрен на заседании Совфеда, после чего в октябре 2018 года в Госдуму внесли законопроект с поправками в ст. 30 и 30.1 закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», уточняют в министерстве. Однако в той редакции правительство РФ документ не поддержало. Поэтому Минэнерго «в инициативном порядке» начало подготовку нового.

На вопрос «Известий», не приведет ли приватизация к повышению цен на газ для населения, в Минэнерго ответили отрицательно и сослались на ФАС, которая учитывает расходы газораспределительной организации на аренду сетей, находящихся в собственности органов местного самоуправления. «В этой связи, по мнению Минэнерго России, принятие законопроекта не повлечет рост тарифов и конечных цен на газ для населения», — убеждены в ведомстве.

Новые монополисты

Иного мнения придерживаются в парламенте.

— Проблема в том, что в России очень много бесхозных газовых сетей, которые никому не принадлежат. Их даже подключать нельзя, так как это небезопасно, и за этим вообще нет никакого контроля. А в случае взрыва, аварии или утечки нельзя никому предъявить претензии, — сказал «Известиям» глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный.

По его словам, через «бесхозные» газопроводы снабжаются потребители, которые исправно платят по тарифу, и поэтому отключать их нельзя. Инициатива же Минэнерго даст возможность продажи газопроводов тем, кто сможет обеспечить их надлежащую эксплуатацию. Однако депутат признал, что в случае разрешения приватизации можно ожидать незначительного роста цен на голубое топливо.

— Если такие газопроводы «легализуются», очевидно, возникнут затраты на их содержание, — подчеркнул он.

Первый зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников отнесся к инициативе Минэнерго более критически.

— Этот законопроект абсолютно не нужен. Дело в том, что у человека нет выбора — получать газ у этого или другого поставщика. То есть собственник, приватизировав метр трубы, становится монополистом. Я категорически против, чтобы в социальной сфере возникали такие рыночные отношения, — заявил он, назвав документ «лоббистским».

В ПАО «Газпром» дать оперативный комментарий «Известиям» не смогли.

Все в счет

В советские времена распространение газа в регионах контролировалось сверху: государство устанавливало тарифы для региона, а облгазы их реализовывали, напомнил в беседе с «Известиями» экономист Алексей Скопин. Сейчас внутренний газовый рынок уже не является полноценно монопольным. Помимо главных игроков на нем присутствуют и мелкие частные компании.

При этом еще недавно позиция по вопросу приватизации газовых сетей была иной, подчеркнул ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

— Считалось, что частникам нельзя приватизировать газовые сети, потому что возникает вопрос с их присоединением. Когда, например, приходит человек в горгаз и говорит: «У меня частный дом, я хочу присоединиться к сети». А ему отвечают: «Последний участок, который доходит до вас, контролирует ваш сосед, договаривайтесь с ним». Человек приходит к соседу, а тот ему: «Я потратил миллион, давай мне эту сумму, и я тебе разрешение напишу», — привел пример эксперт.

В России уже проходили судебные процессы, на которых выносилось решение в пользу того, кто хочет присоединиться к газу. Так, в Краснодарском крае после продажи газопровода частной компании жители одной из станиц не смогли газифицировать свои дома из-за резкого роста стоимости услуги. Вместо 35 тыс. рублей, которую предлагали заплатить за это муниципальные власти, им выставили счета по 300 тыс. В итоге в ситуацию вмешалась прокуратура, признавшая приватизацию незаконной.

Игорь Юшков также допустил, что стоимость газа может вырасти, в случае если частный владелец докажет ФАС, что содержание труб обходится в определенную сумму.

Автор: Наталья Башлыкова

Источник: Известия, 09.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики