Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Будет ли проложен газопровод «Сила Сибири - 2» через Казахстан?

Будет ли проложен газопровод «Сила Сибири - 2» через Казахстан?

В связи с запуском амбициозного газотранспортного проекта «Сила Сибири» Россия и её партнёры разрабатывают проект второго газопровода, ранее отложенный.

Теперь «Сила Сибири - 2», который первоначально назывался «Алтай», с одной стороны, беспокоит европейцев, с другой – вызывает повышенный интерес азиатских соседей России. Bloomberg писал, что российско-китайский газопровод изменит расклад сил на мировых газовых рынках.

Предполагавшаяся прокладка газопровода через заповедный объект ЮНЕСКО «Золотые горы Алтая» вызвала энергичный зуд у Комитета всемирного наследия, а заодно экологов Гринписа, объявивших этот маршрут угрозой. В США для противодействия строительству создали специальную экологическую организацию The Altai Project. В итоге в Москве решили Алтай обойти.

Первой отреагировала Монголия, президент которой Халтмаагийн Баттулга на пленарном заседании Восточного экономического форума предложил строить газопровод в Китай через монгольскую территорию. Уже началась экспертная проработка проекта.

«Силой Сибири - 2» заинтересовались и в Казахстане. 26 ноября, за несколько дней до запуска первой очереди «Силы Сибири», премьер-министр Республики Казахстан Аскар Мамин на заседании сената сообщил, что он официально предложил России, чтобы вторая очередь газопровода проходила через территорию Казахстана: «Проект находится в проработке ... Сегодня идёт согласование цены на газ по проекту «Сила Сибири - 2». Мы предложили российской стороне, чтобы он прошёл по территории Казахстана с выходом на рынок Китайской Народной Республики. И есть другой вариант – от Барнаула подключение к газотранспортной системе уже непосредственно», – сказал Мамин.

В случае реализации этого плана правительстве Казахстана предполагает изменить формат газотранспортной системы, и, как считает первый вице-министр энергетики Махамбет Досмухамбетов, появится возможность газифицировать восток страны. Будет и транзитная выгода для Казахстана.

Руководитель отдела аналитических исследований «Высшей школы управления финансами» Михаил Коган поясняет: «В Казахстане умеют считать деньги и при строительстве энергетической инфраструктуры предпочитают не закапывать их в землю, а просчитывать эффективность каждого потраченного тенге. Поэтому им эффективнее и проще построить трубу из Барнаула, ведь в этом случае ее длина будет вдвое короче, чем из «Сарыарка». Или даже еще лучше пролоббировать строительство через территорию Казахстана, пообещав гарантированный минимум потребления, чтобы окупить вероятное увеличение строительной сметы».

Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков также считает, что для поставки сырья из Западной Сибири в Казахстан и далее потребуется построить лишь небольшой участок газопровода.

Вместе с тем проект возбудил сомневающихся и открытых противников газопровода. Так, Панаёт Саулиди, занимающейся газификацией городов и объектов Казахстана, считает, что Россия никогда не станет прокладывать газопровод через чью-либо территорию, если есть вариант обойтись без стран-транзитёров. Глава энергетических исследований по России и Каспийскому региону британского форума IHS Markit Мэтью Сейгерс также полагает, что российско-китайский газопровод через Кахахстан построен не будет: «Возможность получения российского газа в Восточном Казахстане очень низка, согласно нашим прогнозам. Ни Россия, ни Китай не заинтересованы в транзитных странах для своих трубопроводных проектов. Я думаю, они хотят избегать, если возможно, участия транзитных стран. Нет большого желания повторить опыт России с Украиной и Беларусью», – заявил британский эксперт. Он уверен, что последнее слово в одобрении транзита через Казахстан остаётся за Китаем, который может начать играть на ценах.

О «китайской опасности» маршрута через Казахстан говорит и Игорь Юшков. Он аргументирует риски тем, что Туркменистан, Узбекистан и сам Казахстан довольно дёшево продают газ Китаю, и Пекин может, ссылаясь на это, настаивать на такой же цене для России, что последней невыгодно.

Так или иначе, предложение состоялось и уже рассматривается в Москве и Пекине.

Источник: Фонд стратегической культуры, 09.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики