Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Отказ от двусторонних претензий откроет новую главу в газовых отношениях РФ и Украины

Отказ от двусторонних претензий откроет новую главу в газовых отношениях РФ и Украины

Урегулирование судебных споров является принципиальным моментом для газового соглашения РФ и Украины – считает заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Газового решения между Россией и Украиной пока нет

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев заявил, что Москва и Киев не смогут прийти к соглашению по газовому вопросу пока не будут урегулированы многочисленные судебные споры между компаниями «Газпром» и «Нафтогаз».

Такое заявление премьера связано с грядущей встречей в «нормандском формате», которая в понедельник состоится в Париже.

«Перед нами условие, которое давно было озвучено российской стороной. Просто в ответ украинцы никуда не сдвигаются и говорят, что вы нам все оплатите, а потом мы подумаем. Здесь, безусловно, переговоры пока не получаются, поскольку в таком сложном вопросе должны быть какие-то обоюдные движения, которых мы с украинской стороны не видим», - констатирует Гривач.

Пока вся украинская риторика по России и по газовому вопросу носит политический, а не деловой характер, поэтому надежды многих экспертов на старт переговоров по газовому вопросу не оправдались, и существенного прогресса в решении этой проблемы на сегодня нет.

«Неудивительно, что Медведев затронул этот вопрос перед «нормандской встречей», где планируются двусторонние переговоры между лидерами России и Украины, на которых данный вопрос, скорее всего, будет затронут», - резюмирует Гривач.

Как полагает эксперт, оптимизм по этому вопросу, который существовал в ноябре, был связан с тем, что стороны начали вести переговоры, чего не было, когда президентом Украины был Порошенко, но до соглашения Москве и Киеву все равно далеко.

«Стороны договорились о проведении переговоров, как в двустороннем формате, так и в многостороннем, но вопросов, которые необходимо решить, довольно много, причем сами консультации по газовой проблематике идут непросто», - заключает Гривач.

Логика украинской стороны понятна – Киев пытается добиться максимальных преференций и разделить транзитный договор и споры в Стокгольмском арбитраже, которые сформировали несправедливый «бонус» для Украины в 4,6 млрд долларов. Только украинцы могут здесь хотеть, что угодно, поскольку их «хотелки» ограничены базовыми условиями России по новому соглашению.

«Условие России по урегулированию всех судебных споров между «Газопром» и «Нафтогазом» предполагают, что между сторонами не должно остаться никаких претензий. И речь здесь не только об украинских претензиях, но и о встречных российских, которых в этом споре присутствует значительное количество. Новым договором должно быть закрыто все это направление», - констатирует Гривач.

Невозможно продолжать газовые отношения, если они базируются на спорных эпизодах, поэтому трения, существующие по газовым контрактам, которые Путин и Тимошенко подписали в 2009 году, должны быть закрыты и полностью урегулированы.

«Существующие иски могут растянуться на многие годы, и если мы в диалоге с Украиной движемся в сторону перезагрузки газовых отношений и написания новой главы истории транзитных поставок газа, то мы должны закрыть данный вопрос и не оставлять хвостов. Речь идет о транзитном договоре и о договоре на поставку российского газа на Украину», - резюмирует Гривач.

России и Украине нужно отказаться от двусторонних претензий

Директор Фонда энергетической безопасности Сергей Пикин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что газовое соглашение между Россией и Украиной должно подразумевать полный отказ от встречных судебных споров.

«Словами Медведева мы снова показали, от чего будет отталкиваться при проведении газовых переговоров с Украиной. Дальше надо будет понять, как достичь этого нулевого варианта, поскольку прогресса пока нет», - заключает Гривач.

Руководство «Нафтогаза» сделало «победу» в Стокгольмском арбитраже одной из главных тем своей публичной риторики и даже выплатило себе премии на 40 млн долларов, несмотря на то, что никакие деньги Украина от России не получила и, видимо, не получит. По этой причине на это все негативно влияет внутриукраинский контекст, а также негативные действия зарубежных спонсоров.

«Киев настаивает на том, чтобы была оплата того иска, который был выигран в Стокгольме, либо денежным путем, либо поставками газа, а Москва на это не согласна без урегулирования всего пакета двусторонних споров», - констатирует Гривач.

По словам Сергея Сергеевича, Россия против данного варианта, но компромисс необходимо искать. Возможно, что в рамках «нормандского варианта» Путин и Зеленский смогут о чем-то договориться, но на этот счет нет никакой гарантии.

Действующий президент Украины серьезно ограничен в своей дееспособности, из-за чего он не может одним своим решением закрыть этот вопрос – на Украине традиционно большое количество внутренних игроков, наполняющих газовую тему хаосом.

Здесь нужно достижение «нулевого варианта», который позволит открыть наши газовые отношения с чистого лита, и это невыгодно Украине, поскольку местные политики привыкли спекулировать этим вопросом и с помощью него давить на Россию.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 07.12.2019 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики