Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Бесплодный Париж»: чем скажется для Украины провал переговоров по газу — эксперт Пасечник

«Бесплодный Париж»: чем скажется для Украины провал переговоров по газу — эксперт Пасечник

 

Среди прочего на саммите в Париже лидеры стран-членов «нормандской четверки» коснулись и такого болезненного для Европы вопроса, как поставки газа через территорию Украины. Однако бескомпромиссность украинской стороны помешала конструктивному диалогу

На газовом фронте без перемен — так можно охарактеризовать итог встречи в «нормандском формате». Энергетическая составляющая саммита хоть и не была главной, но была важной. Срок действующего контракта между Украиной и Россией истекает в 10 часов утра 1 января 2020 года. А транзитный путь через Украину один из тех, по которому голубое топливо получает и Европейский Союз. Однако подвижек в переговорах между Украиной и РФ не произошло.

«Мы договорились продолжать договариваться», — подвел итоги переговоров исполнительный директор НАК «Нафтогаз» Юрий Витренко.

Тем временем стремительно приближается конец года. Издание Украина.ру попросило прокомментировать сложившуюся ситуацию руководителя аналитического управления «Фонда национальной энергетической безопасности» Александра Пасечника.

- Александр, как вы прокомментируете переговоры в Париже?

— Встреча на самом деле результата не дала, конкретики никакой новой не появилось. Пока все на том же месте. Принципиальная разность позиций присутствует, поэтому никаких подвижек и нет. Вопрос в том, у кого козыри. По большому счету, ни у кого. Вроде как обоюдно всем необходимо идти по пути кооперации. Но есть масса условий, которые не дают эту кооперацию воссоздать, восстановить. По сути, наверное, до Нового года, может, и будет какое-то решение. Но если и нет, то это не критично: и зима теплая, и запасов газа достаточно в Европе накоплено, есть возможность поставлять больше сжиженного природного газа, есть возможность загружать и действующие транзитные системы по доставке российского газа в Европу — скажем, с «Турецким потоком» возможны в ближайшее время подвижки — это тоже своего рода страховка. Здесь есть еще интерес Евросоюза, Еврокомиссии — вопрос энергетической безопасности Европы стоит и стоит остро. Но я думаю, что этот сезон, наверное, будет последним сложным. А дальше мы уже будем работать в большей степени с обходными маршрутами, выводить их на проектную загрузку — я имею в виду «Турецкий поток», «Северный поток-2». Но украинская система — это приложение. Это будет придаточным направлением. Если будет. Здесь же должны быть адекватные условия по тарифу, модернизационные перспективы, вложения должны быть, техногенность должна быть на уровне — непосредственная безопасность прокачки. В общем, посмотрим.

Еще есть вариант, если качать по украинской системе газ по европейскому законодательству, в том случае, если украинцы успеют провести имплементацию — распространить нормы европейского законодательства на свою ГТС. Такой вариант работы с 1 января тоже не исключен.

- Но если читать комментарии пресс-службы «Нафтогаза», то создается впечатление, что Украина выступает с сильных позиций: тут же и $3 млрд долга и прочее…

— Долг — это отдельная история. Вариант получить долг и бартером — такой вариант может обсуждаться. Но чтобы получить этот долг, нужно восстановить кооперацию. Здесь масса вопросов. А взыскать этот долг не так просто, если говорить по существу.

- Какой контракт был бы выгоден, с одной стороны, России, а с другой — Украине?

— Нет контракта, который был бы выгоден двум сторонам. У каждой свои взгляды. России выгоден контракт на один год: пройти этот сезон с украинским транзитом. А Украина желает зацепиться за долгосрочный договор — речь о горизонте в десять лет и прокачке до 40 млрд кубометров. «Газпром» может предоставить в идеале 15 млрд кубометров в год. Здесь масса нестыковок.

- Как вы считаете, удастся ли к чему-то прийти к 1 января?

— Не могу ничего сказать. Будут новые и новые раунды. Переговоры очень сложные. Пока каких-то радужных перспектив рисовать не приходится. Пока мы фиксируем патовую ситуацию.

- Но, как сказал президент России Владимир Путин, «а у нас в квартире газ, а у вас». У России газ есть, у Украины — нет. То есть именно Украина должна быть заинтересована в том, чтобы договориться.

— По логике да, но присутствуют политические силы, оглядки, и они не дают в итоге развиваться ситуации.

Источник: Украина.ру, 10.12.2019

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики