Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чтобы договориться, осталось три дня: что решили по транзиту газа в Париже

Чтобы договориться, осталось три дня: что решили по транзиту газа в Париже

Принципиально о транзите газа через Украину не договорились, однако некоторые острые углы Киев и Москва, похоже, сгладили. Это дает некую надежду на то, что новый транзитный контракт все-таки будет подписан.

Транзит российского газа через Украину стал центральной темой переговоров президентов России и Украины на полях «нормандского саммита». Во встрече глав государств участвовали все главные переговорщики от двух стран — министры энергетики Александр Новак и Алексей Оржель, глава «Газпрома» Алексей Миллер и исполнительный директор «Нафтогаза Украины» Юрий Витренко.

Глава украинской нацкомпании Андрей Коболев в Париж не приехал, как и не был ранее на переговорах в Вене. Тем не менее он первым сообщил, что договориться не удалось. «Насколько мне известно, эта тема поднималась, пока никаких договоренностей достигнуто не было», — заявил Андрей Коболев в эфире телеканала ICTV.

Однако на пресс-конференции «нормандской четверки» украинский президент Владимир Зеленский сообщил, что после парижской встречи шансов на подписание контракта стало больше.

«Я уверен, но я не могу что-то говорить, еще нет договора, но я уверен, что у нас больше шансов его подписать по лучшим условиям, чем до этого обсуждали наши представители, когда были очень сложные встречи. Они были принципиально без ответов. Уже никто не говорит о контракте на один год, это сняли с обсуждения… Я настаивал на наиболее выгодных, амбициозных условиях для Украины и Европы, это на десять лет, — сказал украинский президент и добавил, что вопрос о выплате компенсации в $ 3 млрд по решению Стокгольмского арбитража удалось решить. — Мне кажется, мы в принципе сняли вопрос относительно 3 миллиардов, которые мы выиграли. Наша позиция простая: мы готовы взять газом. Это компромисс, на который мы готовы идти».

Президент России Владимир Путин в свою очередь ограничился только тем, что Украина сможет покупать газ по выгодной цене.

«А у нас в квартире газ, а у вас? И у вас есть. И будет. Но может быть гораздо дешевле, если мы договоримся о совместной честной работе, — сказал российский президент. — Может быть дешевле на 25 процентов, чем сегодня получает конечный потребитель, прежде всего промышленный потребитель, потому что цена газа для бытового потребителя, для граждан, дотируется, мы не можем высчитывать цену от дотируемой цены».

Что имеем в результате? Теоретически, можно предположить, что Москва согласилась расплатиться по проигранному, но оспариваемому делу в Стокгольмском арбитраже c выплатой $ 3 млрд газом, а Киеву придется отозвать новый иск на $ 12 млрд и отменить решение украинского регулятора о штрафе к «Газпрому» на $ 7 млрд. По самому контракту: договор будет долгосрочным, и его заключат на 10 лет, но неизвестны объемы. Скорее всего, «Газпром» будет настаивать на транзите не более 30 млрд кубометров в год. При этом в пакет наверняка будет заложена и обязательная прямая закупка российского газа. Москва предлагала 15 млрд кубометров, но очевидно, что стороны сойдутся на пяти. Киев вряд ли сможет пойти на что-то большее, чтобы не перекраивать собственный рынок газа.

Эти все условия обе стороны должны утрясти до 13 декабря, когда заканчивается срок приема заявок на бронирование мощностей украинской газотранспортной системы на 2020 год. Такие сроки устанавливают европейские правила, на которые переходит со следующего года Украина.

«Несмотря на сроки, я бы не стал забегать вперед и говорить о том, что о чем-то договорились. Как сказал Юрий Витренко из «Нафтогаза Украины», договорились договариваться. На этом, пожалуй, все, — считает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Эксперт указывает на то, что между Киевом и Москвой по-прежнему много неразрешенных вопросов. — Один из них — новые ставки на транзит газа, которые Россию не устраивают в принципе. Они в разы выше действующего тарифа, и понятно, что «Газпром» не хочет платить за себя и «того парня».

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач также считает, что пока готовых договоренностей нет.

«И потребуются ещё усилия и на корпоративном, и на межгосударственном уровнях. Но диалог движется вперёд, и отсутствие плохих новостей в данном случае хорошая новость», — заметил эксперт.

Источник: EADaily, 10.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики