Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа прекращает оплачивать низкие цены на газ в России

Европа прекращает оплачивать низкие цены на газ в России

Экспорт «Газпрома» уже не приносит тех доходов, которые позволяют холдингу поддерживать низкие цены на газ внутри России. Избыток газа в мире привел к падению стоимости топлива в Европе, и на таком уровне она будет держаться долго. В результате правительству придется пересмотреть свой подход к внутренним ценам на газ, считают в «Газпроме». Эксперты полагают, что рентабельность компании снижает и конкуренция с независимыми поставщиками в России, но до 2024 года цена на газ для россиян вряд ли будет расти выше уровня инфляции.

В «Газпроме» говорят о нехватке средств от экспорта газа, чтобы продолжать субсидировать работу компании на российском рынке, который является крупнейшим для самой компании.

«Давайте будем честными по отношению друг к другу и признаемся, что вот эта „перекрестка“, когда мы за счет экспорта поддерживали внутренний рынок, — такой ситуации, наверное, уже больше не будет. Те цены в $ 400−500, которые мы когда-то видели, — какое-то поколение после нас, дай бог, увидит. Этой подушки больше нет. Я думаю, что до руководства министерств и ведомств это дойдет через некоторое время, они это осознают», — заявил на форуме «Газ России — 2019» заместитель начальника департамента экономической экспертизы и ценообразования «Газпрома» Виктор Яценко. 

По данным отчета российского холдинга за три квартала этого года, средняя цена российского газа в Европе упала в этом году до 15-летнего минимума — около $ 170 за тысячу кубометров. Затраты же «Газпрома» при экспорте по «Северному потоку» составляют $ 125, а через Украину в Словакию — $ 146, посчитал «Интерфакс».

Тем временем внутрироссийские цены на газ продолжают оставаться одними из самых низких. В этом году средняя цена продажи газа в стране составляет для «Газпрома» $ 63 за вычетом НДС.

«Газпром» уже не раз поднимал вопрос о том, что компания реализует газ в России по регулируемым ценам, установленным на уровне ниже экономически обоснованного.

«На протяжении 2000−2008 годов поставки газа на внутренний рынок были убыточными для „Газпрома“, и лишь в 2009 году компания вышла на минимальную рентабельность продаж. В последующие годы этот показатель увеличивался, но все равно был и остается низким», — сообщал «Газпром».

«С 2014 года по 2019-й цены на газ выросли на 20%. При этом инфляция выросла на 57%, а НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) для „Газпрома“ вырос на 60%. Как вам экономика процесса, которая складывается? Уже не говорю, что с 2015 года не поднимались тарифы на транспортировку газа», — заметил Виктор Яценко.

С 2025 года в Евразийском экономическом союзе должен заработать единый рынок газа, и представитель «Газпрома» опасается, что все внутренние проблемы ценообразования в результате перейдут на общий рынок. Одна только Белоруссия требует, чтобы уже сейчас российский газ для страны стоил, как в Смоленской области, плюс затраты на транспортировку.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков замечает, что рентабельность «Газпрома» снижается с 2014 года и страдает сейчас и от того, что независимые поставщики забирают у него самых платежеспособных потребителей.

«Так как „Роснефть“ и „Новатэк“ могут давать промышленным предприятиям скидки на газ, в отличие от „Газпрома“, то за последние годы они забрали у него серьезную долю на внутреннем рынке. „Газпрому“ же остаются сейчас в основном население и „коммуналка“. При этом у гарантированного поставщика остаются обязательства по газификации, а так как потребление газа в течение года в стране неравномерно, то компании приходится нести еще и затраты по поддержанию резерва для увеличения поставок. Все это также сказывается на рентабельности», — говорит Игорь Юшков

Тем не менее, считает он, государству необходимо провести аудит деятельности «Газпрома» перед тем, как принимать решение о повышении цен на газ внутри России.

«В любом случае, если серьезный рост цен на газ и произойдет, то не раньше 2024 года, когда правительство должно выполнить майские указы президента по улучшению жизни россиян. А сейчас социально-экономическая ситуация к росту тарифов не располагает и, очевидно, цены на газ будут индексироваться, как и планируется, не выше уровня инфляции», — резюмировал ведущий аналитик ФНЭБ.

Директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков добавляет, что тарифы можно поднять не для всех групп потребителей и на разную величину, но их можно увеличить. Другим способом выхода из ситуации эксперт называет сокращение расходов компании, чтобы увеличить её доходную часть и сохранить субсидирование внутренних потребителей. «В-третьих, если это возможно, значительно увеличить объёмы экспорта, чтобы получать больше доходов и, тем самым, также сохранить субсидирование внутренних потребителей», — директор по стратегии ИК «ФИНАМ» считает, что на ситуацию может повлиять и дальнейшая либерализация газового рынка: «Она позволит потребителям приобретать газ у других производителей, что снимет часть нагрузки с компании. Но можно утверждать, что стоимость газа при этом все равно вырастет, несмотря на то, что конкуренция увеличится».

Источник: EADaily, 11.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики