Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сошлись на акцизе: белорусские НПЗ приравняют к российским

Сошлись на акцизе: белорусские НПЗ приравняют к российским

Москва и Минск нашли компромисс по компенсации за налоговый маневр в России, потери из-за которого в течение пяти лет Белоруссия оценивала в $ 10,5−11 млрд. Россия предоставит белорусским НПЗ отрицательный акциз, но только после унификации налогового законодательства двух стран.

Ежегодно Белоруссия получает беспошлинно 24 млн тонн российской нефти. 18 млн тонн она перерабатывает на НПЗ, а 6 млн тонн после «перетаможки» продает. В результате страна получает более дешевое сырье для производства нефтепродуктов, а пошлины от перепродажи нефти и экспорта нефтепродуктов оставляет в собственном бюджете. Налоговый маневр в России, который закончится в 2024 году, прекращает скрытое субсидирование. Экспортные пошлины в России снижаются до нуля за счет увеличения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который берется «на скважине».

Налоговый маневр уже давно стал главным источником разногласий Москвы и Минска, который требовал компенсаций. Как сообщает РБК со ссылкой на источники, Россия и Белоруссия договорились о компенсации отрицательным акцизом. Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрия Медведева Олег Осипов рассказал агентству, что для российских и белорусских предприятий введут единые правила, в том числе отрицательный акциз, только после унификации налогового законодательства. 

Аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук рассказал РБК, что точно рассчитать размер отрицательного акциза, который погашает разницу между внутренними и мировыми ценами на нефть, для белорусских заводов нелегко, так как в России он считается по сложной формуле и зависит от нескольких параметров: «Для среднего российского завода отрицательный акциз с 2024 года составит 96 млрд руб. ($ 1,5 млрд) при переработке 24 млн тонн».

Посол Белоруссии в России Владимир Семашко рассказывал агентству БелТа, что на практике отрицательный акциз белорусские НПЗ смогут получить не раньше 2022 года. До этого Россия сможет компенсировать потери Белоруссии лишь в некотором объеме за счет изменения ценообразования на нефть.

В 2020 году Белоруссии также поставят 24 млн тонн нефти, но все они будут предназначены для переработки, сообщал «Интерфакс». При этом реэкспорт нефти и экспорт нефтепродуктов приносил Минску наибольшие доходы. Они составляют 25% всех экспортных поступлений в госбюджет. Однако как в этом случае будут применяться обратные акцизы, если и будут, непонятно. Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков считает, что необходимо дождаться официальных заявлений и деталей: «Тогда и станет понятен уровень экономического компромисса России и уровень интеграции, на которую согласилась Белоруссия».

Источник: EADaily, 18.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики