Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сошлись на акцизе: белорусские НПЗ приравняют к российским

Сошлись на акцизе: белорусские НПЗ приравняют к российским

Москва и Минск нашли компромисс по компенсации за налоговый маневр в России, потери из-за которого в течение пяти лет Белоруссия оценивала в $ 10,5−11 млрд. Россия предоставит белорусским НПЗ отрицательный акциз, но только после унификации налогового законодательства двух стран.

Ежегодно Белоруссия получает беспошлинно 24 млн тонн российской нефти. 18 млн тонн она перерабатывает на НПЗ, а 6 млн тонн после «перетаможки» продает. В результате страна получает более дешевое сырье для производства нефтепродуктов, а пошлины от перепродажи нефти и экспорта нефтепродуктов оставляет в собственном бюджете. Налоговый маневр в России, который закончится в 2024 году, прекращает скрытое субсидирование. Экспортные пошлины в России снижаются до нуля за счет увеличения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который берется «на скважине».

Налоговый маневр уже давно стал главным источником разногласий Москвы и Минска, который требовал компенсаций. Как сообщает РБК со ссылкой на источники, Россия и Белоруссия договорились о компенсации отрицательным акцизом. Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрия Медведева Олег Осипов рассказал агентству, что для российских и белорусских предприятий введут единые правила, в том числе отрицательный акциз, только после унификации налогового законодательства. 

Аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук рассказал РБК, что точно рассчитать размер отрицательного акциза, который погашает разницу между внутренними и мировыми ценами на нефть, для белорусских заводов нелегко, так как в России он считается по сложной формуле и зависит от нескольких параметров: «Для среднего российского завода отрицательный акциз с 2024 года составит 96 млрд руб. ($ 1,5 млрд) при переработке 24 млн тонн».

Посол Белоруссии в России Владимир Семашко рассказывал агентству БелТа, что на практике отрицательный акциз белорусские НПЗ смогут получить не раньше 2022 года. До этого Россия сможет компенсировать потери Белоруссии лишь в некотором объеме за счет изменения ценообразования на нефть.

В 2020 году Белоруссии также поставят 24 млн тонн нефти, но все они будут предназначены для переработки, сообщал «Интерфакс». При этом реэкспорт нефти и экспорт нефтепродуктов приносил Минску наибольшие доходы. Они составляют 25% всех экспортных поступлений в госбюджет. Однако как в этом случае будут применяться обратные акцизы, если и будут, непонятно. Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков считает, что необходимо дождаться официальных заявлений и деталей: «Тогда и станет понятен уровень экономического компромисса России и уровень интеграции, на которую согласилась Белоруссия».

Источник: EADaily, 18.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики