Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сошлись на акцизе: белорусские НПЗ приравняют к российским

Сошлись на акцизе: белорусские НПЗ приравняют к российским

Москва и Минск нашли компромисс по компенсации за налоговый маневр в России, потери из-за которого в течение пяти лет Белоруссия оценивала в $ 10,5−11 млрд. Россия предоставит белорусским НПЗ отрицательный акциз, но только после унификации налогового законодательства двух стран.

Ежегодно Белоруссия получает беспошлинно 24 млн тонн российской нефти. 18 млн тонн она перерабатывает на НПЗ, а 6 млн тонн после «перетаможки» продает. В результате страна получает более дешевое сырье для производства нефтепродуктов, а пошлины от перепродажи нефти и экспорта нефтепродуктов оставляет в собственном бюджете. Налоговый маневр в России, который закончится в 2024 году, прекращает скрытое субсидирование. Экспортные пошлины в России снижаются до нуля за счет увеличения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который берется «на скважине».

Налоговый маневр уже давно стал главным источником разногласий Москвы и Минска, который требовал компенсаций. Как сообщает РБК со ссылкой на источники, Россия и Белоруссия договорились о компенсации отрицательным акцизом. Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрия Медведева Олег Осипов рассказал агентству, что для российских и белорусских предприятий введут единые правила, в том числе отрицательный акциз, только после унификации налогового законодательства. 

Аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук рассказал РБК, что точно рассчитать размер отрицательного акциза, который погашает разницу между внутренними и мировыми ценами на нефть, для белорусских заводов нелегко, так как в России он считается по сложной формуле и зависит от нескольких параметров: «Для среднего российского завода отрицательный акциз с 2024 года составит 96 млрд руб. ($ 1,5 млрд) при переработке 24 млн тонн».

Посол Белоруссии в России Владимир Семашко рассказывал агентству БелТа, что на практике отрицательный акциз белорусские НПЗ смогут получить не раньше 2022 года. До этого Россия сможет компенсировать потери Белоруссии лишь в некотором объеме за счет изменения ценообразования на нефть.

В 2020 году Белоруссии также поставят 24 млн тонн нефти, но все они будут предназначены для переработки, сообщал «Интерфакс». При этом реэкспорт нефти и экспорт нефтепродуктов приносил Минску наибольшие доходы. Они составляют 25% всех экспортных поступлений в госбюджет. Однако как в этом случае будут применяться обратные акцизы, если и будут, непонятно. Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков считает, что необходимо дождаться официальных заявлений и деталей: «Тогда и станет понятен уровень экономического компромисса России и уровень интеграции, на которую согласилась Белоруссия».

Источник: EADaily, 18.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики