Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Можно и санкции ввести, и прокладку газопровода не остановить»

«Можно и санкции ввести, и прокладку газопровода не остановить»

Игорь Юшков — об ограничениях в отношении проекта «Северный поток-2»

Американские санкции не смогут помешать строительству «Северного потока-2», об этом сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на источники в Белом доме. 17 декабря Сенат США одобрил законопроект об оборонном бюджете на следующий год. В нем предусмотрены санкции против газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Но по данным Bloomberg, у США мало рычагов, чтобы предотвратить завершение строительства газопровода. Поэтому Вашингтон будет пытаться повлиять на другие энергетические проекты России. Затруднят ли американские санкции прокладку «Северного потока-2»? На какие другие российские проекты будут пытаться влиять США? На эти и другие вопросы ответил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Бюджет США принимается на 2020 год, то есть исполнение его начнется только с 1 января. Перед этим, даже если бы он сейчас стартовал, надо чтобы Дональд Трамп его подписал. Дальше дается переходный период в течение 30 дней: в это время компании, подпадающие под санкции, должны завершить свои работы и, соответственно, прекратить деятельность, которая теперь как бы будет запрещенной.

То есть речь идет о швейцарской компании Allseas — она должна как бы прекратить предоставлять суда-трубоукладчики в течение 30 дней. Но первое судно Pioneering Spirit достроит «Северный поток-2» в течение 14 дней, а второму около 17 дней осталось работать. Может быть, они и раньше закончат, потому что уже сейчас достроили больше половины датского участка. Получается, что санкции вводятся, но они не помешают действительно закончить проект, а дальше все пусконаладочные работы оператор будет производить сам. И это, по сути, не запрещено, поэтому де-факто газопровод будет закончен, несмотря на вводимое как бы ограничение. Американцы поэтому, наверное, и вводят их сейчас, так как понимают, что они не остановят строительство, соответственно, проект не испортит существенно отношения с немцами, а значит, можно как бы сохранить лицо: и санкции ввести, и прокладку газопровода не остановить.

— То есть это такой политический ход, который фактически никакого влияния на процессы не оказывает?

— Конкретно на «Северный поток-2», я думаю, никакого влияния не окажет.

— А что по «Турецкому потоку» и другим энергопроектам России?

— «Турецкий поток» давно достроен, он фактически работает. Там только торжественная церемония будет — запуск 8 января, а на самом деле он заполнен газом и де-факто уже может работать. Там вообще никаких проблем нет. И эти санкции не распространяются ни на возведение «Турецкого потока», ни «Северного потока-2» на территории Европы.

Стройка продолжается — ограничения на газопроводы не распространяются.

Но если Россия решит построить, например, «Северный поток-3», тогда там будут соответствующие ограничения и проблемы. То есть надо будет использовать свое судно-трубоукладчик, а не арендовать у каких-то европейских компаний. Поэтому если у европейцев будет потребность в дополнительном импорте газа, что возможно, учитывая падение собственной добычи, то здесь американцы пытаются эти новые объемы запереть, соответственно, на украинском транзите. И мы не сможем строить новый газопровод для поставки дополнительных объемов.

Беседовала Наталья Жданова

Источник: Коммерсантъ FM, 18.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики