Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Можно и санкции ввести, и прокладку газопровода не остановить»

«Можно и санкции ввести, и прокладку газопровода не остановить»

Игорь Юшков — об ограничениях в отношении проекта «Северный поток-2»

Американские санкции не смогут помешать строительству «Северного потока-2», об этом сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на источники в Белом доме. 17 декабря Сенат США одобрил законопроект об оборонном бюджете на следующий год. В нем предусмотрены санкции против газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Но по данным Bloomberg, у США мало рычагов, чтобы предотвратить завершение строительства газопровода. Поэтому Вашингтон будет пытаться повлиять на другие энергетические проекты России. Затруднят ли американские санкции прокладку «Северного потока-2»? На какие другие российские проекты будут пытаться влиять США? На эти и другие вопросы ответил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Бюджет США принимается на 2020 год, то есть исполнение его начнется только с 1 января. Перед этим, даже если бы он сейчас стартовал, надо чтобы Дональд Трамп его подписал. Дальше дается переходный период в течение 30 дней: в это время компании, подпадающие под санкции, должны завершить свои работы и, соответственно, прекратить деятельность, которая теперь как бы будет запрещенной.

То есть речь идет о швейцарской компании Allseas — она должна как бы прекратить предоставлять суда-трубоукладчики в течение 30 дней. Но первое судно Pioneering Spirit достроит «Северный поток-2» в течение 14 дней, а второму около 17 дней осталось работать. Может быть, они и раньше закончат, потому что уже сейчас достроили больше половины датского участка. Получается, что санкции вводятся, но они не помешают действительно закончить проект, а дальше все пусконаладочные работы оператор будет производить сам. И это, по сути, не запрещено, поэтому де-факто газопровод будет закончен, несмотря на вводимое как бы ограничение. Американцы поэтому, наверное, и вводят их сейчас, так как понимают, что они не остановят строительство, соответственно, проект не испортит существенно отношения с немцами, а значит, можно как бы сохранить лицо: и санкции ввести, и прокладку газопровода не остановить.

— То есть это такой политический ход, который фактически никакого влияния на процессы не оказывает?

— Конкретно на «Северный поток-2», я думаю, никакого влияния не окажет.

— А что по «Турецкому потоку» и другим энергопроектам России?

— «Турецкий поток» давно достроен, он фактически работает. Там только торжественная церемония будет — запуск 8 января, а на самом деле он заполнен газом и де-факто уже может работать. Там вообще никаких проблем нет. И эти санкции не распространяются ни на возведение «Турецкого потока», ни «Северного потока-2» на территории Европы.

Стройка продолжается — ограничения на газопроводы не распространяются.

Но если Россия решит построить, например, «Северный поток-3», тогда там будут соответствующие ограничения и проблемы. То есть надо будет использовать свое судно-трубоукладчик, а не арендовать у каких-то европейских компаний. Поэтому если у европейцев будет потребность в дополнительном импорте газа, что возможно, учитывая падение собственной добычи, то здесь американцы пытаются эти новые объемы запереть, соответственно, на украинском транзите. И мы не сможем строить новый газопровод для поставки дополнительных объемов.

Беседовала Наталья Жданова

Источник: Коммерсантъ FM, 18.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики