Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Можно и санкции ввести, и прокладку газопровода не остановить»

«Можно и санкции ввести, и прокладку газопровода не остановить»

Игорь Юшков — об ограничениях в отношении проекта «Северный поток-2»

Американские санкции не смогут помешать строительству «Северного потока-2», об этом сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на источники в Белом доме. 17 декабря Сенат США одобрил законопроект об оборонном бюджете на следующий год. В нем предусмотрены санкции против газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Но по данным Bloomberg, у США мало рычагов, чтобы предотвратить завершение строительства газопровода. Поэтому Вашингтон будет пытаться повлиять на другие энергетические проекты России. Затруднят ли американские санкции прокладку «Северного потока-2»? На какие другие российские проекты будут пытаться влиять США? На эти и другие вопросы ответил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Бюджет США принимается на 2020 год, то есть исполнение его начнется только с 1 января. Перед этим, даже если бы он сейчас стартовал, надо чтобы Дональд Трамп его подписал. Дальше дается переходный период в течение 30 дней: в это время компании, подпадающие под санкции, должны завершить свои работы и, соответственно, прекратить деятельность, которая теперь как бы будет запрещенной.

То есть речь идет о швейцарской компании Allseas — она должна как бы прекратить предоставлять суда-трубоукладчики в течение 30 дней. Но первое судно Pioneering Spirit достроит «Северный поток-2» в течение 14 дней, а второму около 17 дней осталось работать. Может быть, они и раньше закончат, потому что уже сейчас достроили больше половины датского участка. Получается, что санкции вводятся, но они не помешают действительно закончить проект, а дальше все пусконаладочные работы оператор будет производить сам. И это, по сути, не запрещено, поэтому де-факто газопровод будет закончен, несмотря на вводимое как бы ограничение. Американцы поэтому, наверное, и вводят их сейчас, так как понимают, что они не остановят строительство, соответственно, проект не испортит существенно отношения с немцами, а значит, можно как бы сохранить лицо: и санкции ввести, и прокладку газопровода не остановить.

— То есть это такой политический ход, который фактически никакого влияния на процессы не оказывает?

— Конкретно на «Северный поток-2», я думаю, никакого влияния не окажет.

— А что по «Турецкому потоку» и другим энергопроектам России?

— «Турецкий поток» давно достроен, он фактически работает. Там только торжественная церемония будет — запуск 8 января, а на самом деле он заполнен газом и де-факто уже может работать. Там вообще никаких проблем нет. И эти санкции не распространяются ни на возведение «Турецкого потока», ни «Северного потока-2» на территории Европы.

Стройка продолжается — ограничения на газопроводы не распространяются.

Но если Россия решит построить, например, «Северный поток-3», тогда там будут соответствующие ограничения и проблемы. То есть надо будет использовать свое судно-трубоукладчик, а не арендовать у каких-то европейских компаний. Поэтому если у европейцев будет потребность в дополнительном импорте газа, что возможно, учитывая падение собственной добычи, то здесь американцы пытаются эти новые объемы запереть, соответственно, на украинском транзите. И мы не сможем строить новый газопровод для поставки дополнительных объемов.

Беседовала Наталья Жданова

Источник: Коммерсантъ FM, 18.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики