Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Унификация законодательства с Беларусью – не самоцель для России» – эксперт

«Унификация законодательства с Беларусью – не самоцель для России» – эксперт

Россия будет компенсировать белорусским НПЗ выпадающие от «налогового маневра» доходы по тому же принципу, что и российским компаниям, сообщают СМИ со ссылкой на «близкие к переговорам источники». Однако ввести подобную схему в действие можно будет не сразу, к тому же условия такого шага со стороны Москвы пока не раскрываются. О том, что могут подразумевать новые договоренности Беларуси и России и каким образом их введут в действие – в материале «Евразия.Эксперт».

Минск и Москва договорились о способе компенсации налогового маневра, сообщает РБК со ссылкой на источники. По данным издания, для белорусских нефтеперерабатывающих предприятий будет введен отрицательный акциз по аналогии с мерами поддержки российских компаний. Однако рассчитывать на это, согласно ранее озвученной позиции посла Беларуси в России Владимира Семашко, можно будет не раньше 2022 г.

Как пояснил журналистам пресс-секретарь главы Правительства России Олег Осипов, первоочередной задачей является унификация налогового законодательства двух стран: именно после нее для предприятий Беларуси и России введут единые правила, в том числе – об отрицательном акцизе. О том, когда и при каких условиях подобная схема заработает в полную силу, читайте в комментарии эксперта.

Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

– То, что появилась информация о договоренностях по обратному акцизу – интересный момент. Это, центральный элемент наших переговоров, и более того, в этой публикации сообщается, что и по газу вроде как договорились.

Вопрос состоит в том, что Москва готова распространить этот обратный акциз или демпфирующую надбавку, как его по другому называют, на белорусские НПЗ, но взамен предлагает углубленную интеграцию, на которую не соглашается Минск. Эта интеграция подразумевала определенное ограничение суверенитета, передачу отдельных вопросов на наднациональный уровень и так далее. Из опубликованной информации непонятно, что же Россия на самом деле получила взамен.

Если мы просто так соглашаемся на выплату демпфирующей надбавки из российского бюджета белорусским НПЗ, то возникает вопрос, почему раньше мы об этом не договаривались и в чем заключался конфликт.

Думаю, что уступки со стороны Беларуси тоже присутствуют, но их просто никто не объявляет. Во-первых, это довольно болезненная история. Минск настаивал на том, что на уступки, которые могли бы касаться суверенных дел, он не пойдет, поэтому надо очень осторожно информировать об этом общественность. Во-вторых, это все-таки дело двух президентов. Выйти и объявить о достижении какого-либо компромисса нужно именно во время встречи глав государств.

Кроме того, непонятны такие вопросы: если демпфирующая надбавка будет распространяться, то на какие объемы? Только для 6 млн т., которые потребляются внутри Беларуси, или на все 18 или даже на 24 млн т. нефти, которые она способна переработать? Обычно белорусские НПЗ перерабатывают 18 млн т., 24 млн т. они в принципе способны переработать, но пока существовала система «перетаможки» 6 млн т., то не было смысла перерабатывать именно 24: перерабатывали только 18, поскольку это позволяет получать максимальный выход светлых нефтепродуктов (т.е. рентабельного продукта).

Что касается унификации законодательства, для России это не самоцель. Если бы дело было в этом, то вопрос решился бы автоматически. Когда встречались [премьер-министр России Дмитрий] Медведев со своим белорусским коллегой, то они сказали, что сняли все противоречия и во всем есть единство, кроме двух вопросов – по нефти и газу, которые они передают на уровень президентов.

Если бы сложность нефтяного вопроса была именно в унификации законодательства, то, когда были решены все вопросы по остальным областям на уровне правительства, то и он решился бы автоматически.

Поэтому я все-таки думаю, что за формулировкой об унификации скрываются бо́льшие, в том числе политические договоренности. И их выполнение, видимо, как раз и должно занять два года, чтобы с 2022 г. Беларусь начала получать демпфирующую надбавку.

Беседовала Елена Добрынина

Источник: Евразия.Эксперт, 18.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики