Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Унификация законодательства с Беларусью – не самоцель для России» – эксперт

«Унификация законодательства с Беларусью – не самоцель для России» – эксперт

Россия будет компенсировать белорусским НПЗ выпадающие от «налогового маневра» доходы по тому же принципу, что и российским компаниям, сообщают СМИ со ссылкой на «близкие к переговорам источники». Однако ввести подобную схему в действие можно будет не сразу, к тому же условия такого шага со стороны Москвы пока не раскрываются. О том, что могут подразумевать новые договоренности Беларуси и России и каким образом их введут в действие – в материале «Евразия.Эксперт».

Минск и Москва договорились о способе компенсации налогового маневра, сообщает РБК со ссылкой на источники. По данным издания, для белорусских нефтеперерабатывающих предприятий будет введен отрицательный акциз по аналогии с мерами поддержки российских компаний. Однако рассчитывать на это, согласно ранее озвученной позиции посла Беларуси в России Владимира Семашко, можно будет не раньше 2022 г.

Как пояснил журналистам пресс-секретарь главы Правительства России Олег Осипов, первоочередной задачей является унификация налогового законодательства двух стран: именно после нее для предприятий Беларуси и России введут единые правила, в том числе – об отрицательном акцизе. О том, когда и при каких условиях подобная схема заработает в полную силу, читайте в комментарии эксперта.

Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

– То, что появилась информация о договоренностях по обратному акцизу – интересный момент. Это, центральный элемент наших переговоров, и более того, в этой публикации сообщается, что и по газу вроде как договорились.

Вопрос состоит в том, что Москва готова распространить этот обратный акциз или демпфирующую надбавку, как его по другому называют, на белорусские НПЗ, но взамен предлагает углубленную интеграцию, на которую не соглашается Минск. Эта интеграция подразумевала определенное ограничение суверенитета, передачу отдельных вопросов на наднациональный уровень и так далее. Из опубликованной информации непонятно, что же Россия на самом деле получила взамен.

Если мы просто так соглашаемся на выплату демпфирующей надбавки из российского бюджета белорусским НПЗ, то возникает вопрос, почему раньше мы об этом не договаривались и в чем заключался конфликт.

Думаю, что уступки со стороны Беларуси тоже присутствуют, но их просто никто не объявляет. Во-первых, это довольно болезненная история. Минск настаивал на том, что на уступки, которые могли бы касаться суверенных дел, он не пойдет, поэтому надо очень осторожно информировать об этом общественность. Во-вторых, это все-таки дело двух президентов. Выйти и объявить о достижении какого-либо компромисса нужно именно во время встречи глав государств.

Кроме того, непонятны такие вопросы: если демпфирующая надбавка будет распространяться, то на какие объемы? Только для 6 млн т., которые потребляются внутри Беларуси, или на все 18 или даже на 24 млн т. нефти, которые она способна переработать? Обычно белорусские НПЗ перерабатывают 18 млн т., 24 млн т. они в принципе способны переработать, но пока существовала система «перетаможки» 6 млн т., то не было смысла перерабатывать именно 24: перерабатывали только 18, поскольку это позволяет получать максимальный выход светлых нефтепродуктов (т.е. рентабельного продукта).

Что касается унификации законодательства, для России это не самоцель. Если бы дело было в этом, то вопрос решился бы автоматически. Когда встречались [премьер-министр России Дмитрий] Медведев со своим белорусским коллегой, то они сказали, что сняли все противоречия и во всем есть единство, кроме двух вопросов – по нефти и газу, которые они передают на уровень президентов.

Если бы сложность нефтяного вопроса была именно в унификации законодательства, то, когда были решены все вопросы по остальным областям на уровне правительства, то и он решился бы автоматически.

Поэтому я все-таки думаю, что за формулировкой об унификации скрываются бо́льшие, в том числе политические договоренности. И их выполнение, видимо, как раз и должно занять два года, чтобы с 2022 г. Беларусь начала получать демпфирующую надбавку.

Беседовала Елена Добрынина

Источник: Евразия.Эксперт, 18.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики